Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32
Многие
авторы считают, что распределение
внимания, по существу, является обратной
стороной его переключаемости. Переключаемость
или переключение внимания определяется
скрытно, переходя от одного вида деятельности
к другому. Переключение означает сознательное
и осмысленное перемещение
Следующее
свойство внимания, которое выделяет
психология, – это объем. Объем
внимания – особый вопрос. Известно,
что человек не может одновременно
думать о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Это ограничение
вынуждает дробить поступающую
извне информацию на части, не превышающие
возможности обрабатывающей системы.
Таким образом, человек обладает
ограниченными способностями
Выводы:
1.2 Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, ас другой, совершенствовать свойства самого внимания - распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она «формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
И
все-таки, несмотря на то, что ребенок
способен выполнять интересную деятельность
в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные
трудности в переключении и распределении
внимания. Малыш нередко так погружается
в работу, что не слышит слов взрослого.
Например, рисуя, он не замечает, что
опрокинул баночку с краской,
не реагирует на указание взрослого
ее поднять. С другой стороны, внимание
ребенка очень слабо
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве: расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
-
малыш сосредоточен на
-
под влиянием речи у ребенка
начинают складываться
-
внимание малыша слабо
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. 1.Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, ее назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.{21;188}
2. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. С возрастом устойчивость внимания нарастает
. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если годовалые дети сохраняют в среднем одну доминанту в течение 14,5 минут, то у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на протяжении 96—100 минут (Бейрль) (рис. 8). О такой же регулярно возрастающей длительности сохранения одной доминанты говорят наблюдения за тем, как рассматривают дети картинки. Младшие дошкольники, удовлетворяясь беглым ознакомлением, тратят на картинку 6—7 секунд. Старшие дошкольники рассматривают те же картинки в течение 12—19 секунд (Н. Л. Агеносова).
Показателем устойчивости внимания является не только частота отвлечений, но и длительность каждой паузы. Наблюдения (Т. В. Петухова, В. В. Ночевкина) показывают, что и здесь у старших дошкольников обнаруживаются и более редкие, и более короткие отвлечения внимания от работы, чем у детей средней и младшей групп (табл. 4). Если в 2 г. 6 мес.—3 г. 6 мес. при длительности деятельности 17,5 минут (раскладывание обрывков цветной бумаги по коробочкам) дети отвлекались в среднем 7—8 минут, то у пяти-, шестилетних детей деятельность была почти в 4 раза длительнее (62,8 минут), а средняя продолжительность отвлечений упала до 1,6 минут (Т. В. Петухова).
Рис. 1. Рост устойчивости внимания у детей.
Развитие
внимания дошкольника связано с
тем, что изменяется организация
его жизни, он осваивает новые
виды деятельности (игровую, трудовую,
продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет
свои действия под влиянием взрослого.
Воспитатель все чаще говорит
дошкольнику: «Будь внимательным»,
«Слушай внимательно», «Смотри внимательно».
Выполняя требования взрослого, ребенок
должен управлять своим вниманием.
Развитие произвольного внимания связано
с усвоением средств управления
им. Первоначально - это внешние средства,
указательный жест, слово взрослого.
В старшем дошкольном возрасте таким
средством становится речь самого ребенка,
которая приобретает
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
-
значительно возрастает его
-
складываются элементы
-
внимание становится
-
появляются элементы
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1.
Использование специальных
2.
Использование упражнений, на основе
которых формируется
Выводы:
Глава II Эмпирическое исследование развития внимания детей среднего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
Констатирующий эксперимент проводился на базе ДОУ № 44 г. Подольск, где приняли участие дети 4-5 лет в количестве 30 человек.
Для решения поставленной задачи были использованы две методики:
«Проставь значки» и «Найди и вычеркни».
Методика № 1 «Проставь значки» (рис.1)
Рис. 1 Лист к методике «Проставь значки».
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.
После выполнения этой методике были получены следующие результаты:
1.Манджиева Цагана - низкий уровень развития
2.Ланцынов Байр - низкий уровень развития
3. Левшаев Наран- средний уровень развития
4.Иванова Аюна - средний уровень развития
5.Дамбаев Дима - средний уровень развития
Методика № 2 «Найди и вычеркни» (рис. 2, 3).
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
"Сейчас
мы с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку,
на которой нарисовано много
разных, знакомых тебе предметов.
Когда я скажу слово "начинай",
ты по строчкам этого рисунка
начнешь искать и зачеркивать
те предметы, которые я назову.
Искать и зачеркивать
Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста