Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Дипломная работ1.docx

— 115.11 Кб (Скачать файл)

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз  подряд (через каждые 30 сек) ему говорят  слова "стоп" и "начинай".

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать  какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор  сам отмечает на рисунке ребенка  те места, где даются соответствующие  команды.

Листы к методике «Найди и вычеркни»

Рис.2 Рис.3

После проведения и подведения итогов были получены следующие результаты об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания:

1Ливанов  Сергей - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая

2Нариев  Александр - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая

3Селезнева  Лена - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания средняя

4. Егорова Татьяна - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя

5. Дымов Дима - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя

Вывод: В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но под конец некоторые  начинали отвлекаться, внимание рассеивалось.

Дымов Дима, Селезнева Татьяна гипервозбудимые дети, они допускали

много пропусков и ошибок, поэтому у  них низкий результат, и им было

сложно  удержаться на одном месте.

У остальных детей результат средний, они тоже допускали ошибки.

На  основании диагностики можно  наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей.

Цель: Развивать внимание.

Задачи:

Отобрать  игры для развития внимания детей младшего и среднего возраста.

Уделять больше времени на игры, связанные  с развитием внимания.

Провести  беседу с родителями, порекомендовать  игры, в которые можно играть дома.

2.2 Методика диагностики уровня  развития внимания у детей  4-5 лет

Предлагаемые  задания для диагностики развития внимания можно использовать и в  качестве развивающих упражнений для  занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для  оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или  нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного  типа для развивающих занятий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия  по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного  возраста в игровой форме и  не дольше, чем 15 минут в день.

1. К первому типу методик относятся  всевозможные задания (прил.1) на  нахождение сходства и различий  картинок, поиск парных изображений.

2. Ко второй группе относятся  задания на определение изменений,  перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили  либо поменяли местами - надо  указать, что изменилось).

3. Третий тип заданий: нахождение  различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке.

Всевозможные  лабиринты.

Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также диагностируется  уровень развития мышления ребенка, его знания о мире

6. Задания на диагностику памяти  и внимания: ребенку на короткое  время (30 секунд) предъявляется либо  картинка с изображением различных  предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают,  и ребенок по памяти должен  ответить на вопросы, которые  касаются показанных ему предметов  или их изображений:

- Какие предметы нарисованы на  картинке?

- Сколько вишен ты видел на  картинке?

- Что ты видел, ручку или карандаш?

- Сколько конфет на картинке?

7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено:

Ответь  на вопросы:

- Какие животные нарисованы на  картинке?

- Какие животные живут у нас,  а какие в теплых странах?

- Каких животных на рисунке  два?

- Какое животное из тех, которых  ты видишь, ходит на двух ногах?

В этом задании (впрочем, как и в  большинстве остальных, описанных  в данном разделе методик) для  более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется  характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой  и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.

8. Задание на диагностику избирательности  внимания:

 

 

Заключение

В процессе анализа научно-методической литературы нами были определены следующие  особенности развития внимания в  дошкольном возрасте:

- значительное возрастание его  концентрации, объема и устойчивости;

-становление  элементов произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов; 

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Также нами были выявлены нарушения свойств  внимания, которые приводят к отклонениям  в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность  сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять  внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок  не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая  необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения  внимания - неумение эффективно (без  ошибок) выполнять одновременно несколько  дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок  затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные  недостатки не могут быть устранены  фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий  с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

 

 

 

Приложение1

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям  другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю  про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит  много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она  увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала  корчить им рожицы. Обезьянки в  ответ состроили ей точно такие  же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула  ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные  в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки  выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок  мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Смотри  на руки

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша  Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют  различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам  нужно выбрать командира, который  будет придумывать движения для  рук. Сначала командиром буду я, а  потом тот, кого мы выберем с помощью  считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться  под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и  т.д.). Затем показ движений рук  осуществляют дети.

Слушай  команду

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять  движения в соответствии с командами  взрослого, произнесенными шепотом. Команды  дают только на выполнение спокойных  движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу  друг за другом и двигаться шагом  под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В  это время я шепотом произнесу  команду, например «поднять руки», и  все играющие должны выполнить эту  команду. Будьте внимательны !»

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться  вперед и вытянуть руки вперед; согнуть  правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить  колени двумя руками и т.д.

ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ

«Четвёртый  лишний»

Цель: развитие внимания, речи и логического  мышления

Материал: набор картинок

Инструкция: Покажите ребёнку карточку. Попросите  найти «лишний» предмет, т. е. тот, который  не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка  возникают затруднения, задайте  ему наводящие вопросы.

“Найди  два одинаковых рисунка”

Цель: развитие внимания.

Материал: бланки методики.

Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие  рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок  и должен определить.

Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки  в задании. Здесь важно, чтобы  ребенок научился быстро и точно  находить признаки, элементы, по которым  рисунки отличаются друг от друга.

Примечание: в первом и во втором задании рисунки  имеют только 2 признака отличия; в  третьем задании их уже 3; в четвертом  и пятом задании – 4 признака отличия. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки в каждом задании.

 

Выкладывание  палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой  изоляционной проволоки, трубочки для  коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14).

а) 1-й уровень сложности - узоры в  одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые  силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные  силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности - сложные  с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки  и выложи из них точно такой  же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

Выкладывание  узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики  нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки  цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный  бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я  дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как  они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто  вызывает у детей затруднения. Возможно, использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент  игры.

Лото

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке  из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен  этот предмет, берет фишку и закрывает  ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет  все клеточки своей карты.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто, где  хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной  фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно  такой же предмет, какой изображен  на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту  фишку, которой необходимо будет  закрыть клеточку на своей карте  с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».

Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста