Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Дипломная работ1.docx

— 115.11 Кб (Скачать файл)

Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.

Опиши друга

Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к  другу и по очереди описывают  прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.

Удочка

Дети  становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: «Ловлю!» - взрослый вращает шнур, постепенно его, удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.

По  новым местам!

Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают.

Упражнение  “Лампы” 5-8 лет

Цель: развитие внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на основе только зрительного прослеживания  линий, требуется отыскать соответствующую  каждому выключателю лампу.

 

ИГРЫ  НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО

ВНИМАНИЯ

Разведчики

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации  движений.

Оборудование: стулья.

Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные  дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас  будет разведчиком и придумает  маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

Съедобное - несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться  вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет  съедобный, или пойман, хотя предмет  несъедобный), то играющий остается в  прежнем классе. Тот ребенок, который  первым приходит в последний класс, становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя  детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью  детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и  т.д.

Слушаем тишину

Предлагается  всем послушать тишину, а потом  определить, кто и что услышал  в тишине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - С. 24-30.

2.Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Дошкольное воспитание. - 1971. - №12. - С. 6-9.

3.Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.

4.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; Изд. "Союз"; СПб 1997

5.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.

6.Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.

7.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 127 с.

8.Зверева Г. И. О воспитании внимания /Дошкольное воспитание. - 1960. - №12. - С. 46.

9.Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания /Дошкольное воспитание. - 1970. -№7. - С. 36-38.

10.Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтоге-незе//Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.

11.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001

12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: «Питер», 2001

13.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.

14.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996

15.Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.

16.Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

 17.Энциклопедия воспитания и развития дошкольника  Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н..Академия развития, 2001. 480 с. С. 102-104.

18. Петухова Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. «Ученые записки Пятигорского педагогического института», т. 9, 1955.,45

19.Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989.

  20.Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.

22.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. - 415 с. С. 188-193, 198

23МаклаковА.Г. «Общая психология» Рекомендовано методическим советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин Питер,2009-362с.

  24. .Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- 34с.

25. Добрынин Н.Ф. О теории и  воспитании внимания // Психология  внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259

26. Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.,1999.-

27. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста