Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32
Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
Опиши друга
Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.
Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: «Ловлю!» - взрослый вращает шнур, постепенно его, удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.
По новым местам!
Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают.
Упражнение “Лампы” 5-8 лет
Цель: развитие внимания.
Материал: распечатанный бланк методики.
Инструкция: на основе только зрительного прослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателю лампу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВНИМАНИЯ
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Слушаем тишину
Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.
Список литературы
1.Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - С. 24-30.
2.Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Дошкольное воспитание. - 1971. - №12. - С. 6-9.
3.Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.
4.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; Изд. "Союз"; СПб 1997
5.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.
6.Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.
7.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 127 с.
8.Зверева Г. И. О воспитании внимания /Дошкольное воспитание. - 1960. - №12. - С. 46.
9.Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания /Дошкольное воспитание. - 1970. -№7. - С. 36-38.
10.Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтоге-незе//Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.
11.Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: «Питер», 2001
13.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.
14.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996
15.Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.
16.Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
17.Энциклопедия воспитания и развития дошкольника Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н..Академия развития, 2001. 480 с. С. 102-104.
18. Петухова Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. «Ученые записки Пятигорского педагогического института», т. 9, 1955.,45
19.Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989.
20.Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.
22.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. - 415 с. С. 188-193, 198
23МаклаковА.Г. «Общая психология» Рекомендовано методическим советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин Питер,2009-362с.
24. .Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- 34с.
25. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259
26. Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.,1999.-
27. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.
Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста