Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
- интенсивность раздражителя;
- качество раздражителя;
- повторение;
- внезапность появления объекта;
- движение объекта;
- новизна объекта;
-
согласие с наличным
Вид внимания |
Условие возникновения |
Основная характеристика |
Механизм |
Непроизвольное |
Действие сильного, контрастного или
значимого и вызывающего |
Непроизвольность, легкость возникновения и переключения |
Ориентировочный рефлекс или доминанта,
характеризующая более или |
Произвольное |
Постановка (принятие) задачи |
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет |
Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь) |
Послепроизвольное |
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес |
Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес |
Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности. . Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.{25;253}
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
-
первичное внимание, вызванное разнообразными
раздражителями, которые производят
сильное воздействие на
- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
- постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания :
-
объективные особенности
-
структурная организация (
- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;
- новизна, необычность объектов;
- резкая смена объектов;
-
субъективные факторы, в
-
отношение раздражителя к
Основная
функция непроизвольного
В
зависимости от внутренних условий
выделяют три разновидности
Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
Вторая
разновидность непроизвольного
внимания зависит не столько от видового,
сколько от индивидуального опыта
субъекта. Она также складывается
на инстинктивной основе, но в отсроченном
порядке, в процессе стихийного научения
и адаптации человека к определенным
условиям жизни. В этой мере, в какой
эти процессы и условия совпадают
или не совпадают у представителей
различных возрастных и социальных
групп, образуются общие и индивидуальные
зоны объектов внимания и невнимания.
Такое внимание можно назвать
невольным. Принудительный характер и
эмоциональное воздействие
Третью разновидность непроизвольного внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.
Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.
Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:
-
человек предварительно не
-
интенсивность
-
непродолжительно по времени
(внимание длится до тех пор,
пока действуют
Источником произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
1.
Процессы намеренного
2.
Волевой характер
3.
Особенно важный вариант
Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности:
-
организованный характер
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
- интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
-
осознание долга и обязанности,
Исследователи (И.Л. Баскакова[20;5], Г.В. Петухова[18;49]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
Свойства внимания
На рисунке 1 перечислены основные свойства внимания:
Устойчивость,перекючаемость,
Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге равны обычно 2-3 секунды доходя до 12 секунд.
Однако исследователи считают, традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частными периодическими колебаниями, в других – значительно большей устойчивостью.
В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.
Если бы внимание при всех условиях было не устойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, означает закономерность этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомство с ним, отношение к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных способностей личности.
Концентрация
внимания – это степень или
интенсивность
Под
распределением внимания понимают субъективно
переживающую способность человека
удерживать в центре внимания определенное
число разнородных объектов одновременно.
Именно эта способность позволяет
совершать сразу несколько
Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста