Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение понятию агрессия и рассмотреть теории и концепции этого феномена.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Определение агрессии………........................................................................5
1.2 Теории агрессии……………………………………………………………..7
1.3 Методы изучения агрессии………………………………………………..11
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков………………….14
2.2. Подростковый кризис……………………………………………………..21
Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии
3.1 Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………24
3.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения……………………28
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35
Кафедра психологии
Курсовая работа
«Особенности подростковой агрессии»
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков………………….14
2.2. Подростковый кризис……………………………………………………..21
Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии
3.1 Причины и специфика
проявления агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………………
3.2 Профилактика и коррекция
агрессивного поведения……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современный человек живёт в обществе нерешённых проблем. Постоянные изменения, политическая и социальная нестабильность, межнациональная и религиозная нетерпимость, нехватка ресурсов, экологическое неблагополучие, перестройка традиционной семьи, всё возрастающий поток новой информации создают сложности адаптации и порождают социальную напряжённость, которая порой выливается в агрессию на всех уровнях – от дворовых драк до интернационального терроризма и преступления против личности.
Учащение сегодня агрессивных проявлений является одной из самых значимых проблем современной психологии. Многие отечественные и зарубежные исследователи (А. Бандура, К. Лоренц, А. Басс, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, Т.Г. Румянцева и др.) занимались этой проблемой, однако не смогли придти к единому знаменателю, так как она обширна и многогранна, а, следовательно, не имеет единичного способа решения, применимого во всех ситуациях.
Вопросы, связанные с человеческой агрессией часто затрагиваются во многих психологических исследованиях, а также в художественной литературе, публицистике, СМИ и просто в обыденной жизни. Наличие большой концентрации агрессии в современном обществе и отсутствие точного определения этого сложного феномена, а также трудности связанные с применением какого-то однозначного решения делают проблему агрессивности одной из самых актуальных в настоящее время, с теоретической и с практической сторон. Агрессивность преимущественно формируется в процессе ранней социализации, в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Мы являемся свидетелями процесса роста числа несовершеннолетних, с девиантным поведением, которое проявляется в таких асоциальных действиях, как алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм, сектантство и др. Усилилось демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым поведение. Для общества уже не ново увидеть подростка с бутылкой пива или с сигаретой во рту, это, в какой-то степени, уже приобретает норму. Однако порой, эта агрессия и жестокость начинают проявляться в крайних формах: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, рэкете, сотрудничают с преступными организациями, занимаются проституцией и сутенёрством.
Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.
Объект исследования - подростки в возрасте 13-15 лет.
Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы коррекции агрессивного поведения у подростков.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному, чаще всего в зависимости от авторов. В основном определению дают негативные характеристики, но также существуют позиции, рассматривающие агрессию с позитивной стороны.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно без страха бросается в омут неразрешимых проблем. [1]
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими концепциями и теориями агрессии и агрессивного поведения:
Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. (А. Басс)
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Р. Бэрон, Д. Ричардсон)
Агрессия - попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. (Зильман)
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Л. Бендер)
Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. (Т. Г. Румянцева и В. В. Бойко)
Термин агрессия в основном ассоциируется с негативными эмоциями – боль, обида, злость; с такими мотивами, как стремление навредить, или оскорбить. Однако злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
2. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
По мнению этих авторов:
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии можно определить, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Так же необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:
1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения);
2) потребность, активируемая
внешними стимулами (
3) познавательные и эмоциональные процессы;
4) актуальное проявление социального.
Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того, что агрессивность рассматривается как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически заложена. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимуме возможно ослабить.
Вторая категория теорий (агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное угасание агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий.
Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность, именно этим она отличается от остальных. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.
Агрессию как форму инстинктивного поведения одним из первых начал изучать З. Фрейд. Изначально, в своих ранних работах, он рассматривал агрессию как результат блокирования у человека его сексуального инстинкта – эроса, энергия которого, известная как либидо, направлена на упрочение, сохранение и воспроизводство жизни. В этом случае З. Фрейд рассматривал агрессию только как реакцию неудовольствия. Постепенно, З. Фрейд перешел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил наряду с основным сексуальным инстинктом существование у человека второго основного инстинкта – танатоса, или влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Инстинкт смерти, следовательно, направлен против живого организма и несет разрушение другим.
Отказ от агрессивных импульсов или вытеснение агрессии, направленной на других, из сознательной сферы личности в область бессознательного может привести, по мнению З. Фрейда, к серьезному психическому или соматическому заболеванию [2]. Таким образом, исходя из теории Фрейда, человек одержим инстинктом смерти и разрушения, так как его агрессивность представляет собой не реакцию на воздействие окружающей среды, а постоянно присутствующий в нем фактор, обусловленный самой природой.
В целом З. Фрейд
сделал очень важный шаг
Понимания агрессии как инстинктивного поведения придерживался и другой известный ученый – К. Лоренц.
По мнению К. Лоренца, агрессия является врожденным инстинктом борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. К. Лоренц считал, что в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения. В результате, чем больше агрессивной энергии «накапливал» в себе индивид, тем меньший силы стимул был ему нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. [3]
Фактически, считал К. Лоренц, агрессивное поведение может проявлять себя даже при отсутствии высвобождающего стимула, т.е. спонтанно. Именно поэтому, по мнению К. Лоренца, так широко распространено у людей насилие в отношении представителей своего собственного вида, в отличие от большинства других живых существ.
Несмотря на то, что К. Лоренц, как и З. Фрейд, считал агрессию в жизни людей «неизбежным злом», он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля насильственного поведения. К. Лоренц полагал, что участие человека в замещающих насилие действиях, не связанных напрямую с причинением ущерба, таких как спортивные состязания, тяжелая физическая работа и т.д., может существенно предотвратить накопление агрессивной энергии до опасного уровня и снизить вероятность вспышек насилия.
Несмотря на определенное различие концепций З. Фрейда и К. Лоренца, общим для них выступает положение о том, что агрессия является преимущественно врожденным фактором, следовательно, насилие в жизни людей никогда нельзя устранить.
Согласно следующей концепции, которая носит название «фрустрационная теория», агрессия – это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.