Особенности подростковой агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение понятию агрессия и рассмотреть теории и концепции этого феномена.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Определение агрессии………........................................................................5
1.2 Теории агрессии……………………………………………………………..7
1.3 Методы изучения агрессии………………………………………………..11
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков………………….14
2.2. Подростковый кризис……………………………………………………..21
Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии
3.1 Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………24
3.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения……………………28
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым  образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает  с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей       непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми» [7].

Но как осознание  своей единственности и особенности  приводит к открытию одиночества, так  чувство текучести и необратимости  времени сталкивает подростка с  проблемой конечности своего существования  и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны  к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому  возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности  - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых – учеба, спорт, какие-то любительские занятия – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое  индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Об этом и пойдет речь в следующей главе.

2.2. Подростковый кризис

 

Особенность подросткового  возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный  с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной  идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции»[8]. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими»[8]. Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового  кризиса и конфликтов с окружающими  в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение  со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.[9].

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [10].

Одним из кардинальных признаков  данного кризиса является переживание  отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и  оторванности от мира.

Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она         охватывает широкий круг расстройств — от ослабления образного компонента         восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового         раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как         глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения         собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с         нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло,         справедливость и подлость и т. д.       

 Применительно к  понятию кризиса личности деперсонализация  выступает,   прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к  зависимости от них.

Подросток ощущает себя    незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он  лишен чувства последовательности и связанности своих действий. Это    приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а    обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

Субъективно тягостное  ощущение внутреннего разлада, изменености  собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации,         смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к         окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного чувства самосознания и   эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают    нарушения поведения и деятельности личности.

С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же   иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.

 

Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии

 

3.1 Причины  и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте

 

Для того, что бы лучше  понять причину агрессивного поведения  подростков и выбрать наилучшие  пути её решения нужно, прежде всего, понять, почему и под влиянием каких факторов она возникает.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или  трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в  которой развивается личность. В  процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

Психические нарушения  имеют определенные этапы развития, проходя через которые они  достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто  агрессивное поведение подростка  является для его   близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем  не объяснимым.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

1. Экспрессивная агрессия - непроизвольный взрыв гнева  и ярости, нецеленаправленный и  быстро прекращающийся, причем источник  нарушения спокойствия не обязательно  подвергается нападению.

2. Враждебная - нанесение  вреда другому.

3. Инструментальная - направлена  на достижение цели нейтрального  характера, а агрессия используется  при этом лишь в качестве  средства (например, в случае шантажа,  воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).   

В теориях возникновения  агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции[11].     

Речь вдет либо о преимущественно  биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального         состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается         динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным         механизмом агрессии является патологическое личностное развитие,         особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные  поступки подростков, попадающие в  поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.       

Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек,       существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено[12], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Информация о работе Особенности подростковой агрессии