Особенности подростковой агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение понятию агрессия и рассмотреть теории и концепции этого феномена.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Определение агрессии………........................................................................5
1.2 Теории агрессии……………………………………………………………..7
1.3 Методы изучения агрессии………………………………………………..11
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков………………….14
2.2. Подростковый кризис……………………………………………………..21
Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии
3.1 Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………24
3.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения……………………28
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток  растет в семье, семья является почти  всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Многочисленные исследования [4] показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [4].

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между  братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у         которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных  источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних  исследований    с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его    остается неизвестной.

Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

3.2 Профилактика  и коррекция агрессивного поведения

 

Проблема насилия в  обществе, и в частности агрессивного поведения в подростковой среде настолько сильно проникла в нашу повседневную жизнь, что мы порой даже не замечаем её. А тем временем статистика показывает, что количество правонарушений среди подростков, в том числе с применением насилия год от года увеличивается. Ситуация требует немедленного решения.

Между тем государство  и общество продолжают действовать  по стандартной логике, согласно старой формуле "ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений".

Проблема агрессии и правонарушений вообще, в наши дни становится не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической. Пока в обществе будет мода на асоциальное поведение, пока будет жив принцип "бьёт, значит любит". Какие бы законы не принимались, какие бы остроги не строились проблему не изжить.

Важнейшим условием эффективной  социализации и предупреждения становления  агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок  научается желать интереса, внимания и  одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи   следует повторить,  что важным условием развития агрессии является не  только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов  агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения,   превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии    маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно  действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты  агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так  как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения    сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий  родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте  тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и     правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения  уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.      

 Активное наказание  также рассматривается в  качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако  заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут   вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. [12]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает  необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного  общения, взаимодействия с другими  членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также  имеют навыки совместной работы, поэтому  этому следует особое внимание, в  частности в рамках школы.  
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к ее изучению и методов ее диагностики.

Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы:

Несмотря на существующие разногласия относительно определений  агрессии и насилия, многие специалисты  склоняются к принятию такого значения, в которое входят как категории  намерения или цели причинить вред или нанести ущерб другим, так и актуальное причинение оскорбления или вреда.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Существует несколько  разнонаправленных теоретических  перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков  агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное  поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

И последнее теоретическое  направление, которого мы коснулись  в работе, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание  агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;

2) на факторы, провоцирующие  ее проявление;

3) на условия, способствующие  закреплению данной модели поведения. 

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается  широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя.

Многие проблемы, не имеющие  значения в детстве и являющиеся второстепенными для большинства взрослых, для подростка являются особенно актуальными. Задача взрослых, особенно близких подростку людей (родителей, учителей, старших товарищей), помочь ему справиться с этими проблемами, и не просто помочь преодолеть их, но и научить его решать прблемы самостоятельно. Только подготовленный к преодолению трудностей человек чувствует себя уверенно, обладает внутренним спокойствием и поэтому в наименьшей степени склонен к агрессии.

 

 

Список литературы:

    1. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» Санкт-Петербург, 2001.
    2. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
    3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
    4. Бандура А. Агрессия.  - М., 1999.
    5. Статья /Светлана Сушинских /Подростковый возраст. Психологическиеособенности.//http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1
    6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
    7. Кон И. С. «Какими они себя видят?» // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева, М.: Педагогика, 1988, стр. 201 -205
    8. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http://www.dissercat.com
    9. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6
    10. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2
    11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5
    12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

Информация о работе Особенности подростковой агрессии