Особенности подростковой агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать психологические особенности подростковой агрессивности, раскрыть способы ее коррекции.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение понятию агрессия и рассмотреть теории и концепции этого феномена.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Определение агрессии………........................................................................5
1.2 Теории агрессии……………………………………………………………..7
1.3 Методы изучения агрессии………………………………………………..11
Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков………………….14
2.2. Подростковый кризис……………………………………………………..21
Глава 3. Психологические особенности подростковой агрессии
3.1 Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………24
3.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения……………………28
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта – фрустрация. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Д. Доллард, представляющий эту теорию, считал, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие и чем сильнее будет препятствие в достижении его цели, тем сильнее данный субъект будет испытывать толчок к агрессивному поведению. Развивая эту точку зрения, другой исследователь – Миллер, предположил, что если фрустрированного индивидуума предварительно запугать наказанием за возможное насилие с его стороны по отношению к конкретному индивиду, он все равно будет стремиться к агрессивным действиям, но направит их на совершенно другого человека, нападение на которого связано с меньшим наказанием, но который имеет относительно высокое ассоциативное сходство с фрустратором.

Следующая теория рассматривает  агрессию как приобретенное социальное поведение личности, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения.

По мнению одного из авторов  этой концепции, известного американского  психолога А. Бандуры, для того, чтобы  осуществить агрессивное действие нужно хорошо знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также необходимо понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди вначале должны научиться вести себя агрессивно. [4]

Следовательно, по мнению А. Бандуры, агрессивное поведение  быстрее всего усваивается и  поддерживается путем непосредственного  участия в акте насилия, а также  в результате пассивного наблюдения за тем, как могут проявляться агрессивные поступки.

Теория социального  научения А. Бандуры, в отличие от разработок его предшественников, привлекает внимание своим дифференциальным подходом к структуре агрессии и оптимистичным  взглядом на возможность ее предотвращения или контроля. В то же время, возможно, недостаточно внимания в его концепции уделяется осознанию всей сложности и неоднозначности феномена агрессии, его непростой роли в человеческой истории, что в конечном итоге позволяет агрессии глубоко укорениться в человеке и стать в чем-то неистребимой.

 

1.3. Методы изучения агрессии

 

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя  поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

Опросники

Самый прямой метод –  просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Архивные исследования

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск нужных для исследователя данных потребует кропотливого труда.

Анкеты

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности  или об их непосредственном опыте, связанном  с агрессивным поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях.

         Иногда опросники, предназначены  для измерения постоянного уровня  агрессивности. Такие опросники  являются, в сущности, разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляется тест Басса – Дарки.

Оценивание  другими

Еще один вид вербальной информации – оценивание другими - состоит в том, что человека, оценивают  люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях  детской агрессивности.  Оценивание обычно делаются людьми знакомыми с поведением испытуемого (родители, друзья). Преимущества такого оценивания в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. 

Проективные методы

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Наиболее часто используются два проективных метода – Тест математической апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха.

Методы с  использованием наблюдения

Эти подходы предусматривают  «прямую запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения».  Наблюдения  могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории. Независимо от того, каким образом осуществляется наблюдение, главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вред поведение.

Лабораторные  наблюдения

Наиболее общий способ наблюдения агрессии, состоит в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Для  исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны разнообразные методы. Большинство из них относится к одной из четырех категорий:

  1. «игровые» меры;
  2. вербальное нападение на других;
  3. «безопасное», не приносящее вреда нападение на другого человека;
  4. «якобы причиняющее вред» нападение.

 

Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста

 

2.1. Основные психологические особенности подростков

 

Подростковый возраст  – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с  возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к  взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. 

Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.

В каждом возрастном периоде  есть свои трудности, и каждый из них хорош по-своему, не исключением является и подростковый возраст.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Данные психологические  особенности подросткового возраста получили название подросткового комплекса. Он, в свою очередь, проявляется в следующем:

  • чувствительность к оценке своей внешности посторонними.
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих.
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров. [5]

Исходя из этого, можно сказать, что данному периоду свойственны свои психологические особенности, модели поведения, специфические поведенческие реакции на воздействия со стороны окружающей среды.

Причина многих возникающих  трудностей связана в первую очередь  с половым созреванием. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Итак, рассмотрим более  подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и  острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили,  – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с  внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.        

Второй момент – окончание детства  и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка  в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения  с близкими людьми, поскольку  многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений  не укладывается    в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений  и оценок [6].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении, прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства, и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием  подросткового возраста можно считать  противоречие между рассудочной формой возникновения в сознании подростка рефлексии, ставшей для него ведущей  формой сознательного отношения к миру, и миром  взрослых, не укладывающимся в рамки рассудочности, и в то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность»)  своего бытия [6].

Вторая особенность  и ценнейшее психологическое  приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира; в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [7].

Информация о работе Особенности подростковой агрессии