Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
Целью данной работы является изучение диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Основным предметом исследования является раскрытие возрастных особенностей диалектического мышления у детей дошкольного возраста с высоким уровнем креативности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности диалектического мышления у детей дошкольного возраста 4
1.1. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации 4
1.2. Развитие предпосылке диалектического мышления в дошкольном возрасте 14
Глава 2. Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности 18
2.1. Информация об опыте 18
2.2. Технология опыта 18
2.3. Результаты опыта 23
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Osobennosti_razvitiya_dialikticheskogo_myishleniya_u_doshkolnikov_s_vyisokim_urovnem_kreativnost_(1).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

 

Признание диалектичности природы предполагает необходимость  ее адекватного отражения на всех этапах исторического развития общества и позволяет рассматривать диалектическое мышление как родовую форму умственной деятельности человека. В свете этой идеи становятся понятными результаты, полученные в антропологии, этнографии и лингвистике. Они позволяют, таким образом, говорить о существовании родового механизма диалектического мышления. Главная трудность заключается в том, чтобы выделить этот механизм на фоне многообразного содержания, перерабатываемого сознанием. 

Современными  психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н.Поддъяков, Н.Е.Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера. 

Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт  творчества не только и не столько  результат решенной задачи, сколько  мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения. 

Целью данной работы является изучение диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности.  Объектом  исследования данной курсовой работы  является педагогический процесс, а именно процесс развития  творческих способностей в дошкольном возрасте. Основным предметом исследования является раскрытие возрастных особенностей диалектического мышления  у детей дошкольного возраста с высоким уровнем креативности.

Гипотеза исследования: Диалектическое мышление представляет самостоятельную форму умственной деятельности  ребенка, отличную от традиционно выделяемых в психологии видов мышления. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:   основных компонентов творческих способностей; определение условий, благоприятных для развития творческих  способностей детей; определение основных  направлений и педагогических задач по развитию диалектического мышления в дошкольном возрасте; определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. В данной  курсовой рабате мы применили следующие методы  исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме; диагностика детей творческих способностей; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей. База исследования: Московская область, город Королёв  ДОУ № 16 д\с « Забава».

 

Глава 1. Теоретико-методологические особенности диалектического мышления у детей дошкольного возраста

1.1. Диалектическое  мышление ребенка и возможности  его активизации

 

Основанием для написания  данной статьи послужила дискуссия, которая проходила на кафедре  философии МГЛУ совместно с представителями  структурно-диалектической психологии в связи с обсуждением проблемы развития диалектического мышления у детей дошкольного возраста. Развитие диалектического мышления в структурно- диалектической психологии рассматривается как становление механизма оперирования противоположностями, основу которого составляет система диалектических умственных действий. Овладение диалектическим мышлением рассматривается как присвоение диалектической логики, которая в свою очередь понимается как универсальная структура, отражающая продуктивную трансформацию материальных и идеальных объектов.

В исследованиях, проведенных  Н.Е. Вераксой, Н.А. Багдосаровой, Л.Ф. Баяновой, А.К. Белолуцкой, Е.Е. Крашенинниковым, И.Б. Шияном, О.А. Шиян и др. [12], [8], [11], [7], [13], [10] была показана универсальность диалектического мышления, основанная на общности диалектических умственных действий, применяемых в различные периоды исторического развития общества в разнообразных видах творческой деятельности, установлены возрастные особенности функционирования механизма диалектического мышления.

Если кратко охарактеризовать ход развития диалектического мышления в онтогенезе, то представляется он в следующем виде. Становление диалектического мышления обусловлено развитием образного предвосхищения и преобразованием противоречивых проблемных ситуаций. Простейшие противоречивые ситуации могут возникать уже у детей раннего возраста. Однако собственно диалектические преобразования противоречивых ситуаций, связанные с постановкой диалектической задачи, впервые систематически осуществляются в старшем дошкольном возрасте.

Основу механизма диалектического  мышления в дошкольном возрасте составляют средства диалектического мышления и диалектические мыслительные действия. В качестве средств выступают комплексные и циклические представления. Комплексные представления отражают один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. В циклических представлениях отражаются этапы преобразования различных ситуаций и объектов.

В младшем школьном возрасте наблюдается перестройка механизма  диалектического мышления, связанная с переходом к доминированию знакового отражения объектов и подавлению отражения объектов в комплексах. Этот процесс проявляется в снижении у младших школьников, в сравнении с детьми дошкольного возраста, выполнения заданий на преобразование диалектических отношений.

К старшему школьному  возрасту наблюдается развитие механизма  диалектического мышления с преобладанием знаковой формы отражения проблемной ситуации и включения в свой состав таких действий как диалектическое отождествление и диалектическое замыкание.

Однако даже у взрослых испытуемых механизм диалектического  мышления не сформирован в полной мере. Взрослые испытывают трудности при постановке диалектической задачи в ходе применения диалектических умственных действий и при выявлении в ситуации отношений противоположности.

Существует возможность  активизации развития диалектического  мышления путем формирования комплексных и циклических представлений в ходе специально организованного обучения, что позволяет уже в дошкольном возрасте сформировать у детей достаточно эффективный инструмент познавательной и творческой деятельности.

Проведенные исследования показали, что структура диалектического  мышления изменяется с возрастом. В этой связи необходимо иметь в виду одно важное обстоятельство. Вся логика анализа проблемы диалектического мышления убеждает; что диалектические переходы возможны не только на уровне теоретического мышления. Диалектические преобразования могут быть переданы, если не с помощью любых образов и понятий, то, по крайней мере, большого их числа, традиционно рассматриваемого в психологии. Диалектическое мышление предъявляет к ним требования отражать отношения противоположности. В этом случае одно и то же явление можно отражать традиционно, то есть метафизически, и наоборот, диалектически. Приведем пример. Рассмотрим такое понятие как «копия». Это понятие может быть как средством метафизического, так и диалектического мышления. Все будет зависеть от того, какая структура лежит в его основе. Метафизическое определение копии: «Точно соответствующее подлиннику воспроизведение чего-либо». Метафизичность этого определения состоит в отсутствии реального противополагания. Диалектическим мы считаем следующее определение: «Копия — это такой предмет, который одновременно является тем же самым и другим». Наше определение понятия «копия» уже служит средством диалектического мышления, так как передает отношения реального противополагания: тот же самый—другой.

Новизна рассматриваемого подхода к диалектическому мышлению и диалектическим структурам состоит в следующем утверждении: реальные противоположности могут находиться в различных диалектических отношениях — от отношений превращения до отождествления. Выделяются следующие отношения противоположности: превращения, опосредствования, диалектического перехода, обращения, объединения, смены альтернатив. Они представляют собой универсальные диалектические структуры.

Соответственно выделенным диалектическим отношениям между противоположностями мы выделяем диалектические мыслительные действия. Прежде всего, мы выделяем действие диалектического превращения. Схема, лежащая в основе этого действия, связана с констатацией того, что противоположностей две, а соответственно для каждой противоположности есть своя иная противоположность. Поэтому цель действия превращения заключается в определении своей противоположности, своего иного, другими словами, установления соответствия между одной и другой противоположностью. Примером действия превращения может служить ответ на вопрос: «Что является противоположным жизни?» Естественный ответ: «Смерть». Он и указывает на выполнение действия превращения. Приводя этот, весьма простой пример, мы хотим обратить внимание на то, что это действие содержит внутри себя разрыв. В нем фиксируется два крайних состояния, каждое из которых является противоположностью другого. Но это действие не требует рассматривать сам процесс изменения противоположностей [6].

Еще одно действие диалектического  мышления мы называем объединение. Оно направлено на установление в некотором целом противоположностей, то есть в первую очередь взаимоисключающих тенденций. Универсальная схема, лежащая в основе этого действия может быть выражена в следующей формулировке: любое единство есть отношение взаимоисключающих противоположностей. В качестве примера рассмотрим такой важный в психологическом отношении объект как слово. Слово представляет собой знак, который есть единство материального (внешняя оболочка слова) и идеального (его значение).

Третье диалектическое действие было названо диалектическим опосредствованием. Оно направлено на поиск единства, в рамках которого только и могут существовать противоположности. Оно отражает соответствующий универсальный диалектический фрагмент: две любые противоположности существуют только в единстве. Примером действия опосредствования служит поиск, в результате которого происходит опосредствование двух конкретных реальных противоположностей. В качестве иллюстрации действия опосредствования, точнее его результата, приведем ответ на вопрос: «Какой объект является одновременно и живым и неживым?» Один из возможных ответов: «Вирус» — подчеркивает, что этот объект обладает свойствами неживого (он может кристаллизоваться) и живого (размножаться).

Также выделяется действие диалектической сериации. Само отношение диалектической сериации вводит временную координату. Одна противоположность как бы постепенно переходит в другую. Другая противоположность появляется не сразу, а через промежуточное состояние. Например, ночь не сразу превращается в день, а существует промежуточное состояние — утро. Таким образом, правильнее говорит не о превращении ночи в день, а о переходе [4, с. 66].

Чрезвычайно часто встречается  действие, которое мы называем обращение. Это действие представляет собой переход, но выполненный в обратном направлении, то есть упорядочивание развития событий осуществляется от той противоположности, которая раньше была конечной. Проиллюстрировать действие обращения можно случаями, когда в рассуждениях поступают наоборот, конечное берут за исходное.

Действие смены альтернативы характеризует переход от одной пары противоположностей к другой. Оно осуществляется при анализе какого-либо конкретного явления или целостности.

Процесс мышления мы рассматриваем  как преобразование исходной ситуации. Поэтому под механизмом диалектического мышления мы понимаем инструмент, который обеспечивает диалектическую трансформацию исходной ситуации. Как уже отмечалось, его основу составляют средства и действия диалектического мышления. Их анализ позволяет выделить несколько уровней в структуре механизма диалектического мышления [4, с. 23].

Первый уровень представляет собой уровень конкретного (эмпирического) отражения ситуации, в которой устанавливаются конфликтные отношения несоответствия способов действия и получаемых результатов. Они могут быть выражены как в плане образов, так и в плане понятий, с применением средств традиционного мышления. Фактически, — это уровень формирования проблемной ситуации, понимаемой традиционно.

Второй уровень характеризуется качественно иным отражением ситуации. В ней устанавливаются отношения реальной противоположности. На этом уровне проблемная ситуация отражается как противоречивая. Установление отношений противоположности предполагает акцентирование их взаимоисключения друг другом. Соответственно, смысловое единство ситуации стягивается к этим отношениям. Используя терминологию Ж. Пиаже, можно было бы сказать, что второй уровень характеризуется центрацией на реальных противоположностях. Реальные противоположности представляют собой конкретные взаимоисключающие свойства или тенденции конкретного целого. В качестве средств отражения применяются образы или понятия.

Существенная черта третьего уровня отражения — осознание противоположностей, что предполагает перевод их в знаковую форму и выражение в суждении: конкретная целостность обладает конкретными взаимоисключающими свойствами или тенденциями. В качестве примеров таких суждений можно привести ответы детей: «Сумка и легкая, и тяжелая», «Кубик и падает, и не падает» и т.п.

Четвертый уровень диалектических преобразований представляет универсальную абстрактную часть механизма диалектического преобразования ситуации.

Информация о работе Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности