Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа
Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
Целью данной работы является изучение диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Основным предметом исследования является раскрытие возрастных особенностей диалектического мышления у детей дошкольного возраста с высоким уровнем креативности.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности диалектического мышления у детей дошкольного возраста 4
1.1. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации 4
1.2. Развитие предпосылке диалектического мышления в дошкольном возрасте 14
Глава 2. Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности 18
2.1. Информация об опыте 18
2.2. Технология опыта 18
2.3. Результаты опыта 23
Заключение 30
Список литературы 31
С аналогичным поведением детей мы встретились и в другом эксперименте. Дошкольникам предлагалось на первый взгляд несложное задание: раздать три кубика трем куклам, но так, чтобы один кубик при этом остался в корзине. Выполнение задания сначала вызывало затруднения: одни дети говорили, что кубиков не хватает, что кубик нужно распилить, другие же брали первый кубик, клали его кукле, второй кубик оставляли в корзине, а третий держали в руке и постоянно переносили его от одной куклы к другой.
Несмотря на различия в материале, с которым оперировали дети (в одном случае образы, в другом — реальный предмет), а также в характере действий (вербальный план и материальный), в поведении детей было много общего. В обеих ситуациях они фиксировали взаимоисключающие отношения: предмет падает или не падает; предмет находится или не находится у куклы, т. е. в каждом случае наблюдался переход от одного взаимоисключающего отношения к другому. Иными словами, несмотря на различия в содержании и его репрезентации, есть общая логика в стремлении детей преобразовывать ситуации. Инвариантным оказывается характер оперирования взаимоисключающими отношениями. Такого рода данные позволяют говорить о правомерности выделения диалектического мышления в качестве самостоятельной линии умственного развития ребенка.
База исследования: М.О. город Королёв ДОУ №16 детский сад « Забава».
Длительность опыта
С целью определения уровня развития креативных способностей и диалектического мышления у воспитанников ДОУ детский сад №16 «Забава» нами была проведена диагностика. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка и уровень диалектического мышления по всем его основаниям. Критерии для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты: развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей - на среднем. Развитие такой способности как надситуативно- преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 37,8% - на среднем уровне, и 8,2% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 34,2% детей развита на высоком уровне, у 30,2% - на среднем уровне и у 35,6% - на низком. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как творческое воображение. Поэтому для решения сложившейся проблемы, нами была разработана программа по развитию креативности и диалектического мышления дошкольников.
Мы разработали и используем комплекс интегрированных занятий с различными приемами и методами проведения. Такие технологии, как ассоциативное рисование, релаксация, развивающие игры, занятия-сказки, арт-терапия помогают каждому малышу во время занятия обрести уверенность, психологическую защищенность, внутреннее спокойствие, что отражается в его рисунке. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Арт-терапия - это лечение «пластическим» изобразительным творчеством. На занятиях по изодеятельности мы используем следующие техники арт-терапии: рисование, лепку, работу с природным материалом, музыку, танец, театр, литературу, поэзию, сказку. Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе.
Анализируя изобразительную деятельность, мы пришли к выводу о совместимости таких видов искусства, как музыка, поэзия, литературное творчество, драматургия, хореография. Поэтому комплекс наших занятий универсален в том плане, что позволяет независимо от вида деятельности включать элементы других видов искусства для более результативного процесса и более яркого продукта детского творчества.
Наблюдения показывают,
что интегрированные занятия
художественно-эстетического
Важное место в художественно-
Главная идея нашей работы с дошкольниками на музыкальных занятиях - это решение задач музыкального воспитания дошкольников с учётом требований современной психологии и педагогики, ориентированной на развитие творческой личности. А именно:
С учётом этого, мы постоянно находимся в поиске таких форм и методов работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкальным искусством, создать на занятии атмосферу доброжелательной обстановки, чтобы сделать процесс обучения привлекательным, игровым, чтобы дети развивались легко и непроизвольно, незаметно для себя. И, что особо важно, чтобы развивалось воображение детей, их эмоциональная сфера.
Чтобы активизировать исполнительский опыт и фантазию наших воспитанников постоянно учим их импровизировать в пении, танцах, играх, предлагая им разнообразные игровые и конкурсные задания, причём первые попытки проводим в «сотворчестве» с педагогом, а затем предлагаем детям собственные самостоятельные пробы.
В результате такой продуктивной работы дети выпускных групп стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкальным и хореографическим занятиям. Они освоили необходимый объём певческих навыков, научились владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижёрские жесты. У них сформированы основы культуры движения, красивая осанка, знания танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. У старших дошкольников есть достаточный багаж двигательных умений и навыков, дети освоили различные движения классического, народного и бального танцев, им подвластны различные перевоплощения, образные имитационные движения. Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах. Выступление детского оркестра «Виртуозы «Росинки» всегда является украшением любого праздника. Помимо этого, у детей появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.
Для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности нами была создана развивающая среда, обеспечивающая разнообразную театрализованную деятельность с учётом индивидуальных способностей детей. Систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности; подобран практический материал по эпизодным тренажам для каждой возрастной группы; описаны игры, упражнения, творческие задания на развитие внимания, творческого воображения и фантазии. В ДОУ была оформлена комната сказок, где собраны созданные руками педагогов разнообразные виды театра, декорации, костюмы, реквизит.
Широко используются театрализованные игры, включающие в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.), изобразительную (оформление персонажей и места действия), музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование).
Для раскрытия творческих способностей детей в театрализованной деятельности, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры - драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Развивающий эффект обучения просматривается в динамике проявления творческих способностей детей во всех видах художественно- творческой деятельности. У наших воспитанников возросла скорость порождения образных, символических, семантических идей, их оригинальность и разнообразность. У детей сформировалось устойчивое стремление к исследовательской деятельности, возросла познавательная активность, уровень интеллектуального развития и творческого воображения. Дети стали более склонны к решению проблемных ситуаций, использованию элементов волшебства и символизма. Дети стали способны принимать надситуативные решения, связанные с преобразованием наличного материала, как средства наиболее оптимального решения проблемной ситуации. Динамика диагностических показателей развития креативных способностей и диалектического мышления у дошкольников (по методике В.Кудрявцева и В.Синельникова) после проведённой работы показала следующие результаты:
п
1. Уровень развития реализма воображения:
Год |
Уровень, % | ||
высокий |
средний |
низкий | |
2008 - 2009 гг. |
0 |
38,5 |
61,5 |
2009 - 2010 гг. |
4,6 |
44,7 |
50,7 |
2010 - 2011 гг. |
12 |
54,6 |
33,4 |
2. Уровень развития
творческих решений
Год |
Уровень, % | ||
высокий |
средний |
низкий | |
2008 - 2009 гг. |
8,2 |
37,8 |
54 |
2009 - 2010 гг. |
39,4 |
25 |
35,6 |
2010 - 2011 гг. |
44,6 |
43 |
12,4 |
3. Способность видеть целое раньше частей:
Год |
Уровень, % | ||
высокий |
средний |
низкий | |
2008 - 2009 гг. |
34,2 |
30,2 |
35,6 |
2009 - 2010 гг. |
39 |
37,4 |
23,6 |
2010 - 2011 гг. |
42,4 |
46,1 |
11,5 |
Анализ детских художественных работ итоговых диагностических срезов показывает, что у старших дошкольников возросло умение находить различные способы для передачи своего замысла, т.е. диалектическое мышление: в образах рисунков появляется выразительность, использован колорит как средство выражения содержания, маленькими художниками даны разные композиционные решения. Дети легко владеют различными нетрадиционными техниками рисования, способны нестандартно мыслить, работать с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.
Данные диагностики 2008 года показали следующие результаты:
№ |
Тесты на определение изобразительных навыков |
Уровень | ||
п/п |
высок |
средн |
низки | |
ий |
ий |
й | ||
1 |
Умение отражать в рисунке свой интерес к увиденному, через цвет |
5 |
48 |
47 |
2 |
Умение применять орнамент в о формительской деятельности |
19 |
59 |
22 |
Умение соблюдать линейную перспективу в сюжетном рисовании |
21 |
54 |
25 | |
4 |
Знать и создавать цвета и оттенки цветового круга, применять в работе |
6 |
42 |
52 |
5 |
Уметь различать виды и жанры живописи |
27 |
58 |
15 |