Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
Целью данной работы является изучение диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Основным предметом исследования является раскрытие возрастных особенностей диалектического мышления у детей дошкольного возраста с высоким уровнем креативности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности диалектического мышления у детей дошкольного возраста 4
1.1. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации 4
1.2. Развитие предпосылке диалектического мышления в дошкольном возрасте 14
Глава 2. Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности 18
2.1. Информация об опыте 18
2.2. Технология опыта 18
2.3. Результаты опыта 23
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Osobennosti_razvitiya_dialikticheskogo_myishleniya_u_doshkolnikov_s_vyisokim_urovnem_kreativnost_(1).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

С аналогичным  поведением детей мы встретились  и в другом эксперименте. Дошкольникам предлагалось на первый взгляд несложное задание: раздать три кубика трем куклам, но так, чтобы один кубик при этом остался в корзине. Выполнение задания сначала вызывало затруднения: одни дети говорили, что кубиков не хватает, что кубик нужно распилить, другие же брали первый кубик, клали его кукле, второй кубик оставляли в корзине, а третий держали в руке и постоянно переносили его от одной куклы к другой.

Несмотря на различия в материале, с которым  оперировали дети (в одном случае образы, в другом — реальный предмет), а также в характере действий (вербальный план и материальный), в поведении детей было много общего. В обеих ситуациях они фиксировали взаимоисключающие отношения: предмет падает или не падает; предмет находится или не находится у куклы, т. е. в каждом случае наблюдался переход от одного взаимоисключающего отношения к другому. Иными словами, несмотря на различия в содержании и его репрезентации, есть общая логика в стремлении детей преобразовывать ситуации. Инвариантным оказывается характер оперирования взаимоисключающими отношениями.  Такого рода данные позволяют говорить о правомерности выделения диалектического мышления в качестве самостоятельной линии умственного развития ребенка.

Глава 2. Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности

2.1. Информация об опыте

 

База исследования: М.О. город Королёв ДОУ №16 детский сад « Забава».

Длительность опыта

    1. этап аналитико-диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследовательских трудов ученых.
    2. этап практический : проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
    3. этап аналитико-обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов.

2.2. Технология опыта

С целью определения  уровня развития креативных способностей и диалектического мышления у воспитанников ДОУ детский сад №16 «Забава» нами была проведена диагностика. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик мы составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка и уровень диалектического мышления по всем его основаниям. Критерии для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты: развитие реализма воображения у 61,5% детей  находится на низком уровне, и у 38,5% детей - на среднем. Развитие такой способности как надситуативно- преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 37,8% - на среднем уровне, и 8,2% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 34,2% детей развита на высоком уровне, у 30,2% - на среднем уровне и у 35,6% - на низком. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развиты креативные способности, и в особенности такой их компонент, как творческое воображение. Поэтому для решения сложившейся проблемы, нами была разработана программа по развитию креативности и диалектического мышления дошкольников.

Мы разработали и  используем комплекс интегрированных  занятий с различными приемами и  методами проведения. Такие технологии, как ассоциативное рисование, релаксация, развивающие игры, занятия-сказки, арт-терапия помогают каждому малышу во время занятия обрести уверенность, психологическую защищенность, внутреннее спокойствие, что отражается в его рисунке. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Арт-терапия - это лечение  «пластическим» изобразительным творчеством. На занятиях по изодеятельности мы используем следующие техники арт-терапии: рисование, лепку, работу с природным материалом, музыку, танец, театр, литературу, поэзию, сказку. Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе.

Анализируя изобразительную деятельность, мы пришли к выводу о совместимости таких видов искусства, как музыка, поэзия, литературное творчество, драматургия, хореография. Поэтому комплекс наших занятий универсален в том плане, что позволяет независимо от вида деятельности включать элементы других видов искусства для более результативного процесса и более яркого продукта детского творчества.

Наблюдения показывают, что интегрированные занятия  художественно-эстетического цикла  гармонично развивают не только творческие способности детей, но и интеллектуальные, и личностные качества, и, кроме того, дети попадают в атмосферу доброжелательности, любви и внимательного отношения к ним.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования.

Главная идея нашей работы с дошкольниками на музыкальных  занятиях - это решение задач музыкального воспитания дошкольников с учётом требований современной психологии и педагогики, ориентированной на развитие творческой личности. А именно:

  • обогащать музыкально-слуховые впечатления детей, их музыкальный кругозор путём знакомства с самыми разнообразными музыкальными произведениями;
  • формировать умение дошкольников вслушиваться в музыкальную ткань инструментального произведения, самостоятельно определять характер и содержание произведения;
  • научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в песне, танце, через освоение ими вокальной техники, языка выразительных движений;
  • развивать способность «видеть» музыку, передавая в движении её характер, образ, тончайшие нюансы;
  • приобщать детей к занимательному и сложному исполнительству на различных детских музыкальных инструментах;
  • суметь всколыхнуть художественное воображение ребят, способствовать рождению их творческой инициативы;
  • построить свою работу так, чтобы дети на музыкально-ритмических занятиях находились в атмосфере прекрасного, которая рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает тонкий вкус, вызывает положительные эстетические эмоции. Чтобы это воспитывало у ребят внимательное отношение друг к другу, умение искренне, радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

С учётом этого, мы постоянно находимся в поиске таких форм и методов работы, которые позволили бы заинтересовать детей музыкальным искусством, создать на занятии атмосферу доброжелательной обстановки, чтобы сделать процесс обучения привлекательным, игровым, чтобы дети развивались легко и непроизвольно, незаметно для себя. И, что особо важно, чтобы развивалось воображение детей, их эмоциональная сфера.

Чтобы активизировать исполнительский  опыт и фантазию наших воспитанников  постоянно учим их импровизировать  в пении, танцах, играх, предлагая им разнообразные игровые и конкурсные задания, причём первые попытки проводим в «сотворчестве» с педагогом, а затем предлагаем детям собственные самостоятельные пробы.

В результате такой продуктивной работы дети выпускных групп стали  проявлять стойкий интерес и потребность к музыкальным и хореографическим занятиям. Они освоили необходимый объём певческих навыков, научились владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижёрские жесты. У них сформированы основы культуры движения, красивая осанка, знания танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. У старших дошкольников есть достаточный багаж двигательных умений и навыков, дети освоили различные движения классического, народного и бального танцев, им подвластны различные перевоплощения, образные имитационные движения. Более совершенным стало чувство ритма, что сыграло важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах. Выступление детского оркестра «Виртуозы «Росинки» всегда является украшением любого праздника. Помимо этого, у детей появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремлённость, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

Для развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности нами была создана развивающая среда, обеспечивающая разнообразную театрализованную деятельность с учётом индивидуальных способностей детей. Систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности; подобран практический материал по эпизодным тренажам для каждой возрастной группы; описаны игры, упражнения, творческие задания на развитие внимания, творческого воображения и фантазии. В ДОУ была оформлена комната сказок, где собраны созданные руками педагогов разнообразные виды театра, декорации, костюмы, реквизит.

Широко используются театрализованные игры, включающие в  себя не только само действие детей  с кукольными персонажами или  собственные действия по ролям, но также  и литературную деятельность (выбор  темы, передача знакомого содержания и т.д.), изобразительную (оформление персонажей и места действия), музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование).

Для раскрытия творческих способностей детей в театрализованной деятельности, используются коллективно  разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры - драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

2.3. Результаты опыта

 

Развивающий эффект обучения просматривается в динамике проявления творческих способностей детей во всех видах художественно- творческой деятельности. У наших воспитанников возросла скорость порождения образных, символических, семантических идей, их оригинальность и разнообразность. У детей сформировалось устойчивое стремление к исследовательской деятельности, возросла познавательная активность, уровень интеллектуального развития и творческого воображения. Дети стали более склонны к решению проблемных ситуаций, использованию элементов волшебства и символизма. Дети стали способны принимать надситуативные решения, связанные с преобразованием наличного материала, как средства наиболее оптимального решения проблемной ситуации. Динамика диагностических показателей развития креативных способностей и диалектического мышления у дошкольников (по методике В.Кудрявцева и В.Синельникова) после проведённой работы показала следующие результаты:

п



1. Уровень развития реализма воображения:

Год

Уровень, %

высокий

средний

низкий

2008 - 2009 гг.

0

38,5

61,5

2009 - 2010 гг.

4,6

44,7

50,7

2010 - 2011 гг.

12

54,6

33,4




2. Уровень развития  творческих решений надситуативно-  преобразовательного характера:

Год

Уровень, %

высокий

средний

низкий

2008 - 2009 гг.

8,2

37,8

54

2009 - 2010 гг.

39,4

25

35,6

2010 - 2011 гг.

44,6

43

12,4




 

3. Способность видеть  целое раньше частей:

Год

Уровень, %

высокий

средний

низкий

2008 - 2009 гг.

34,2

30,2

35,6

2009 - 2010 гг.

39

37,4

23,6

2010 - 2011 гг.

42,4

46,1

11,5




 

Анализ детских художественных работ итоговых диагностических  срезов показывает, что у старших  дошкольников возросло умение находить различные способы для передачи своего замысла, т.е. диалектическое мышление: в образах рисунков появляется выразительность, использован колорит как средство выражения содержания, маленькими художниками даны разные композиционные решения. Дети легко владеют различными нетрадиционными техниками рисования, способны нестандартно мыслить, работать с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.

Данные диагностики 2008 года показали следующие результаты:

 

 

 

 

 

Тесты на определение  изобразительных навыков

Уровень

п/п

высок

средн

низки

   

ий

ий

й

1

Умение отражать в  рисунке свой интерес к увиденному, через цвет

5

48

47

2

Умение применять орнамент в о формительской деятельности

19

59

22

 

Умение соблюдать линейную перспективу в сюжетном рисовании

21

54

25

4

Знать и создавать  цвета и оттенки цветового  круга, применять в работе

6

42

52

5

Уметь различать виды и жанры живописи

27

58

15

Информация о работе Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности