Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
Целью данной работы является изучение диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Основным предметом исследования является раскрытие возрастных особенностей диалектического мышления у детей дошкольного возраста с высоким уровнем креативности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности диалектического мышления у детей дошкольного возраста 4
1.1. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации 4
1.2. Развитие предпосылке диалектического мышления в дошкольном возрасте 14
Глава 2. Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности 18
2.1. Информация об опыте 18
2.2. Технология опыта 18
2.3. Результаты опыта 23
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Osobennosti_razvitiya_dialikticheskogo_myishleniya_u_doshkolnikov_s_vyisokim_urovnem_kreativnost_(1).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)



 

6

Освоение различных  способов работы акварелью и гуашью

22

56

22

7

Навык работы карандашом: тушевка, штриховка, степень нажима

11

51

38

8

Навык работы кистью (круглой  беличьей и плоской щетинной)

29

52

19

9

Умение различать виды русскою прикладного искусства  по основным стилевым признакам

32

57

1 1

10

Навык оформления праздничных  открыток, выставок своих работ

15

65

20

11

Иметь представление  об индивидуальной манере творчества художников, графиков, скульпторов

19

61

20


 

Именно эти результаты подтолкнули нас перестроить  свою работу с дошкольниками и  определить необходимые условия  для формирования



 

К 2011 году у воспитанников сложилось своё индивидуальное отношение к цвету: они научились выдерживать рисунки в определённом тоне, видеть гармонию красок, использовать цвет для выражения своего замысла. Конечно, в процессе работы не всё удалось воплотить, но это даёт большой задел на будущее. Отрадно то. что проделанная работа дала положительные результаты.

№ п/п

Диагностические тесты

Уровень

высок ий

средн ий

низк ий

1.

Умение отражать в  рисунке свой интерес к увиденному

18%

77%

5%

2.

Умение применять орнамент в о формительской

19%

73%

8%

3.

Умение соблюдать линейную перспективу в сюжетном рисовании.

20%

69%

11%


 

4.

Знание и умение создавать  цвета и оттенки цветового  круга, применять в работах.

21%

65%

14%

5.

Умение различать жанры  живописи.

23%

68%

9%

6.

Освоение различных  способов работы акварелью и гуашью.

24%

66%

10%

7.

Овладение навыком работы карандашом: тушёвка, штриховка, степень нажима.

19%

72%

9%

8.

Овладение навыком работы круглой и плоской кистью.

30%

65%

5%

9.

Умение различать виды русского прикладного искусства

33%

62%

5%

10.

Овладение навыком оформления праздничных открыток, выставок своих

22%

70%

8%

11.

Иметь представление  об индивидуальной манере

20%

68%

12%


 

Итак, средний % уровня развития дошкольников в изобразительной  деятельности на конец 2011 года: высокий - 22,6%; средний - 68,6%; низкий - 8,0%. У детей сформировано:

  • умение широко использовать цветовую гамму при создании

изображений в рисунках (реальных, декоративных, сказочных, фантастических);

  • понятие «Цветовой спектр»;
  • видение и понимание богатства цветовых оттенков в природе,

живописи, быту;

  • более совершенное отношение к окружающему миру и людям.

В музыкально-ритмическом  воспитании также наметилась положительная  динамика. Воспитанники ДОУ умеют  импровизировать, сочинять песенки. Они  демонстрируют такие показатели творчества, как подбор движений, способствующий воплощению танцевального образа; комбинирование знакомых движений в свободной пляске; умение передать движением характер того или иного персонажа. Дети с удовольствием выступают на различных творческих конкурсах, в концертных программах. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, танец, донося до слушателей, с помощью выразительных певческих интонаций, «поющих жестов» и пластики движений их художественный образ.

В ходе проведенной диагностики музыкальных способностей О.Радыновой за последние три года у дошкольников выявлены следующие знания и умения по развитию творческих способностей:

2008- 2009 гг средняя группа - высокий уровень-18%

средний уровень-72%

2009- 2010 гг старшая группа - высокий уровень-23%

средний уровень- 77%

2010- 2011 гг подготовительная группа - высокий уровень- 42%

Средний уровень- 58%

Итоги наблюдений показали:

  • дети проявляют творчество в исполнении песен различной тематики;
  • дошкольники могут самостоятельно придумать игры;
  • творчески передают действия персонажей в сюжетных играх;
  • дети могут импровизировать песни, передавать в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки;
  • импровизируют на различных музыкальных инструментах, выполняют творческие задания.

В детской театрально - игровой деятельности нам удалось  создать творческую атмосферу, среду, в которой каждый ребёнок раскрылся, проявил свои индивидуальные способности. У детей появилась заинтересованность театральным искусством, возник интерес к творческо- поисковой деятельности. Они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать, выражать свои чувства и понимать чувства других, они раскованы и свободны в личностном плане. У них сформированы умения, находить выразительные средства для создания игрового образа, они усвоили невербальные средства общения.

Изменилась и речь детей, которая стала более эмоциональной, выразительной, образной. Старшие дошкольники  активно используют в своей речи метафоры, сравнения, определения, фразеологические обороты. Хорошо владеют различными приёмами творческого рассказывания.

 

Заключение

 

Наши наблюдения показали, что для связь между творческими способностями дошкольников и диалектическим мышлением очевидна:

    1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей и диалектического мышления.
    2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
    3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
    4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
    5. Работа с родителями.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более  эффективному развитию творческих способностей, диалектического мышления в дошкольном возрасте. Ребёнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать привычные рамки банальности, приобретёт оригинальный склад мышления.

 

Список литературы

      1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. - 702 с.
      2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 360с.
      3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
      4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. - 1982.-№11.-С. 32-38.
      5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.
      6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.: Союз, 1997. - 292с.

9 . Ефремов В.И. Творческое  воспитание и образование детей  на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.

        1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.
        2. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. - С. 52-59.
        3. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10. -С. 62-67.
        4. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 236 с.
        5. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 425 с.
        6. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.-62 с.
        7. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 2003. - 332 с.
        8. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989.-399 с.
        9. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. -. 256 с.
        10. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1999. - №6. - С. 69-72.

22. Прохорова Л. Развиваем  творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 21-27.


Информация о работе Особенности развития диалектического мышления у дошкольников с высоким уровнем креативности