Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий..doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

Глава 2. Методические основы экспериментальной работы

2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

             

Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».

Задание №1. Составление целого из частей (5 – 6 лет).

Цель: выявить сформированность наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).

Оборудование: 1. Две картинки с изображением знакомых предметов, разрезанных по диагоналям на 4 части; 2. Картинки с изображением квадрата, треугольника, круга и частей, из которых они могут быть составлены.

Процедура проведения. Задание включает два этапа. На первом этапе поочередно предлагают картинки, разрезанные на 4 части по диагоналям. Части картинок кладут в произвольном порядке. Ребенок по составляющим частям должен узнать изображенный предмет, назвать его, а затем сложить картинку. Детям 6 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой из них и сложить. На втором этапе задания дают рассмотреть картинку и просят найти справа те части, их которых должна получиться изображенная слева геометрическая фигура. Оценка действий ребенка: принятие задания, характер деятельности, умение в речевом плане назвать изображенный предмет.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может назвать изображенный предмет.

3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет.

4 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, может в речевом плане назвать изображенный предмет.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Задание №2. Последовательные картинки (5 – 6 лет).

Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Оборудование: четыре картинки (одна и та же девочка просыпается, умывается, завтракает, сидит за партой в школе).

Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть в течении 20 – 30 секунд.

Инструкция: «Все эти картинки про одну девочку. Разложи их по порядку: что было сначала, что было потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда первой», «А что потом?». После того, как ребенок разложит картинки, предлагают составить рассказ по ним.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

1 балл – не понимает условий задачи, действует неадекватно инструкции.

2 балла – принимает задание, раскладывает картинки без учета последовательности событий изображенного на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки , путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие, может составить об этом рассказ с учетом основного принципа, может обобщить принцип в своих высказываниях.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Задание №3. Определение времени года по картинкам (5 – 6 лет).

Цель: выявить способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости.

Оборудование: четыре картинки с изображением времени года. Двенадцать картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по три на каждое время года).

Процедура проведения: перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и т.п. После рассматривания этих картинок ребенку дают двенадцать картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.

Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности временных представлений; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия.

1 балл – не понимает цели, не раскладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времен года с их названиями, т.е. временные представления не сформированы, после обучения выделяет картинки с изображением лета и зимы.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (лето и зима).

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Задание №4. Исключение неподходящей картинки (5 – 7 лет).

Цель: выявить аналитико-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант); умение делать обобщения.

Оборудование: три рисунка разной степени сложности.

1. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, форма, цвет).

2. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре предмета, три – одной родовой группы, а четвертый – другой.

3. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагают детям с 6 лет.

Процедура проведения: поочередно предлагают рисунки 1, 2, 3. При работе с рисунком 1 дается следующая инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?». При работе с рисунком 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?». При работе с рисунком 3 психолог сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее слово. При правильном ответе просит объяснить выбор.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности аналитико-синтетической функции; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия, умение в речевом плане обобщить принцип группировки.

1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа, не может в речевом плане обобщить принцип группировки.

3 балла – принимает задание, выделяет предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге не может обозначить вербально существенный признак.

4 балла – принимает задание, выделяет предметы с учетом существенного признака, в конечном итоге обозначает вербально существенный признак.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Задание №5. Установление закономерностей (5 – 7 лет).

Цель: выявить сформированность анализа, сравнения; способность выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии; установить особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач.

Оборудование: шесть таблиц разной степени сложности.

1. Три таблицы, в каждой по три предметной картинки, одна из клеток не заполнена. На рисунках под таблицей предлагаются аналогичные предметные картинки для заполнения пустой клеточки.

2. Три таблицы, в каждой по восемь предметных картинок, одна из клеток не заполнена. На рисунках под таблицей предлагаются аналогичные предметные картинки для заполнения пустой клеточки.

Процедура проведения: перед ребенком кладут рис.1, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После поочередно предлагают остальные. В качестве помощи задают наводящие вопросы типа: «Что здесь должно быть нарисовано?».

Интерпретация полученных данных по методике представлена в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем. Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, мыслительной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с ЗПР [62, с. 104].

Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась разработка содержания коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных путей и средств развития наглядно-образного мышления в условиях специального дошкольного учреждения. Были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с ЗПР, предложенные рядом авторов: Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др. Эти авторы значительное внимание уделяют развитию у детей таких мыслительных операций как обобщение, сравнение и классификация. Л.С. Выготский разработал теоретические положения о сензитивности дошкольного возраста и о ведущей роли предметной деятельности в развитии психики ребенка дошкольного возраста [15, с. 64].

При развитии наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в процессе проведения коррекционно-развивающей работы исходными позициями являлись знания о генетическом ходе развития мышления, о поэтапном формировании умственных действий, особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в процессе развития восприятия, овладения речью и развития наглядных форм мышления. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтверждают, что у детей с ЗПР отмечается значительное своеобразие в развитии их мыслительной деятельности, наблюдается отставание уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в решении задач на обобщение, сравнение, классификацию на наглядной основе.

Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые испытывают старшие дошкольники с ЗПР при решении задач в наглядно-образном плане, отмечены были особенности и недостатки овладения наглядно-образным мышлением. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления должен осуществляться на занятиях психолога с использованием дидактических игр, что и стало целью формирующего этапа экспериментальной работы. В процессе развития наглядно-образного мышления в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др. [60, с. 56]

Всю коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления детей, можно условно разделить на 3 этапа:

1. Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено. В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей с ЗПР процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий