Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;
Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)
4. Задание «Верный друг»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки.
Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
5. «Скульптура»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты - глина, а я - скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».
6. Подведение итогов занятия. Новшество данной работы заключалось в том, что вся та же работа, которая проводилась с детьми на специально организованных занятиях, осуществлялась и в свободное от занятий время, в процессе прогулок, в режимных моментах, в трудовой и игровой деятельности с использованием наглядного материала и дидактических игр. Используемые на данном этапе коррекционно-развивающей работы приемы (припоминание, наблюдение, уточняющие вопросы) помогали детям как в восприятии и понимании целостной ситуации, изображенной на картинке или представленной в реальном виде, так и в составлении осмысленного последовательного рассказа (на начальных этапах работы с помощью взрослого). Данные приемы, как показала работа, проводимая на формирующем этапе, помогали детям с ЗПР осуществлять перенос усвоенного материала на занятии в аналогичные условия и самостоятельно (или с направляющей помощи взрослого) составлять планирование и отчет о проделанных действиях.
Структура коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Занятие 1.
Цели: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию; развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Чего не хватает?».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Игра «Достань мяч».
4. Психомышечная тренировка.
5. Игра «Полей цветочек».
Подведение итогов занятия.
Занятие 2.
Цели: развитие способности на основе зрительного и мысли тельного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию; развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Структура:
Оргмомент
1. Игра «Чего не хватает?».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Упражнение «Весна».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упражнение «Дорисуй».
Подведение итогов занятия.
Занятие 3.
Цели: развитие понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями; развитие умения кодировать информацию; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии; обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Дождик».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Психомышечная тренировка.
4. Упражнение «Сложи узор».
5. Игра «Сломанная ветка».
Подведение итогов занятия.
Занятие 4.
Цели: развитие понимания последовательности событий, изображенных на картинках; развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения; развитие умения кодировать информацию; развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей; снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук; усиление положительных эмоциональных переживаний.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Утро мальчика».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Упражнение «Сложи узор».
4. Психомышечная тренировка.
5. «Кошка ловит мышку».
6. Упражнение «Встречаемся и прощаемся с улыбкой».
Подведение итогов занятия.
Занятие 5.
Цели: научить узнавать предметы по заданным признакам; развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом; снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук; развитие мыслительных операций анализа и синтеза; снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Структура:
Оргмомент.
1. Задание «В детском саду».
2. Упражнение «Угадай предмет».
3. Психомышечная тренировка.
4. Задание «В магазине игрушек».
5. Упражнение «Тряпичная кукла».
Подведение итогов занятия.
Занятие 6.
Цели: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов; развитие умения владеть действиями замещения; развитие умения декодировать информацию; снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук; обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Найди похожие!».
2. Упражнение «Сыщик».
3. Игра «Зеркало».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упражнение «Улыбка».
Подведение итогов занятия.
Занятие 7.
Цели: развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию; развитие внимания и сообразительности; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Игра «Зайцы и волк».
2. Упражнение «Не ошибись».
3. Психомышечная тренировка.
4. Игра «Поезд».
5. Упражнение «Скульптура».
Подведение итогов занятия.
Занятие 8.
Цели: сформировать обобщенные представления о форме предмета; формирование соотношения между словом и образом; развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей; снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Что круглое, а что – овальное».
2. Упражнение «Картинки-половинки».
3. Психомышечная тренировка.
4. Упражнение «Сложи узор».
5. Игра «Кляксы».
Подведение итогов занятия.
Занятие 9.
Цели: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане; развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию; развитие внимания, памяти, связной монологической речи; снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Что бывает внизу, а что – вверху».
2. Игра «Котенок».
3. Психомышечная тренировка.
4. Упражнение «Верный друг».
5. Упражнение «Скульптура».
Подведение итогов занятия.
Занятие 10.
Цели: формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией; развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей; снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Структура занятия:
Оргмомент.
1. Упражнение «Весна».
2. Упражнение «Сложи узор».
3. Задание «Дождик».
4. Психомышечная тренировка.
5. Упражнение «Кляксы».
Подведение итогов занятия.
Подробно коррекционно-развивающая программа представлена в Приложении 2.
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №22 п. Татыш Озерского городского округа Челябинской области. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.
Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В результате проведения экспериментального обследования были получены следующие данные, характеризующие особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (рис. 1 – 5).
Анализируя результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей», направленной на выявление сформированности наглядно-образных представлений, а также способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей, были получены представленные ниже результаты.
Трое испытуемых (Дима М., Андрей Н., Капитолина Е.) выполняли задание хаотично, без учета основного признака; дети с трудом смогли назвать изображенный предмет.
Пятеро испытуемых (Алена И., Аксинья Б., Кирилл М., Артур А., Харитон Т.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного признака, в речевом плане называли изображенный предмет.
Оставшиеся двое испытуемых (Лия А., Эмма В.) без затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием. Графически результаты методики представлены на рис.1.
Рис. 1. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей»
В результате проведения методики «Последовательные картинки», выявляющей способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, а также составлять рассказ по серии последовательных картинок, было выявлено, что только двое испытуемых (Алена И., Эмма Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в определенной последовательности, объединив их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного принципа.
Шестеро испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Лия А., Капитолина Е., Артур А., Харитон Т.) справились с предоставленным заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической последовательностью. Однако стоит отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях. Оставшиеся двое испытуемых (Дима М., Андрей Н.) показали низкие результаты. В ходе проведения методики дети раскладывали картинки без учета последовательности событий, воспринимали каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.
Графически результаты методики представлены на рис.2.
Рис. 2. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки»
При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам», были получены представленные ниже результаты.