Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий..doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

Четверо испытуемых (Алена И., Лия А., Артур А., Эмма Р.) показали результаты, соответствующие высокому уровню развития. Они приняли задание и уверенно соотносили изображения всех времен года с названиями. Пятеро испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Андрей Н., Капитолина Е., Харитон Т.) приняли предоставленное задание, однако уверенно соотносили изображения только двух времен года с их названиями. Оставшийся один испытуемый (Дима М.) показал низкие результаты по проведенной методике, т.к. ребенок в ходе ее проведения не соотносил изображения времен года с их названиями. Можно сделать вывод о том, что временные представления у данного испытуемого не сформированы.

Полученные данные демонстрируют, что не у всех детей с ЗПР отмечается высокий уровень развития временных представлений. У некоторых детей отмечаются затруднения в выделении характерных свойств и признаков объектов. Графически результаты исследования по данной методике представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам»

Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки», свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе среднего уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Трое из десяти испытуемых (Лия А., Артур А., Эмма Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного признака. Четверо испытуемых (Алена И., Аксинья Б., Дима М., Харитон Т.) не полностью справились с предоставленным заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально существенный признак. Оставшиеся трое испытуемых (Кирилл М., Андрей Н., Капитолина Е.) приняли предоставленное задание, однако классификацию выполняли без учета основного принципа.

Полученные результаты можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями. Таким образом, операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития. Графически результаты по методике представлены на рис. 4.

Рис.4. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение неподходящей картинки»

В результате проведения методики «Установление закономерностей», направленной на выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии, а также на выявление способности устанавливать особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач, были получены представленные ниже результаты.

Четверо испытуемых (Дима М., Кирилл М., Андрей Н., Капитолина Е.) приняли задание, однако им потребовалась многократная помощь к началу их деятельности. В среднем детьми было выполнено по 1 – 2 таблице. Пятеро испытуемых из десяти (Эмма Б., Лия А., Артур А., Харитон Т., Эмма Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три предоставленные таблицы. Это обусловлено тем, что задачи такого плана адресованы непосредственно к логическим действиям, требующих конкретных представлений о родовых и видовых признаках объектов. У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в анализе конкретных признаков и свойств объектов. Только один испытуемый (Алена И.) экспериментальной группы принял задание, заполнив все таблицы. В ходе проведения методики ребенок работал с интересом, используя все предложенные формы. Графически результаты методики представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты экспериментального обследования по методике «Установление закономерностей»

Таким образом, в ходе апробирования тщательно подобранного диагностического инструментария были получены результаты, представленные в сводной Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Имя испытуемого

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Методика №5

Общий результат

баллы

группа

1

Алена И.

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

18

IV

2

Эмма Б.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

13

III

3

Дима М.

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

11

II

4

Кирилл М.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

12

III

5

Лия А.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

17

IV

6

Андрей Н.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

8

II

7

Капитолина Е.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

10

II

8

Артур А.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

14

III

9

Харитон Т.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

15

III

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

19

IV

 

Из данных, приведенных в Таблице 3, можно сформулировать выводы:

1.         Трое испытуемых (Дима М., Андрей Н., Капитолина Е.) за выполненные задания набрали 8 – 11 баллов и вошли во II группу в соответствии с характером познавательной деятельности, принятием задания, способами выполнения, обучаемостью и интересом к результатам собственной деятельности. В характере их действий отмечалось стремление достигнуть искомого результата, но действия детей оставались хаотичными, а в дальнейшем иногда происходил отказ от выполнения заданий. В преобладающем большинстве случаев испытуемые нуждались в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания. Важно отметить, что они не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеют явно недостаточно. После выполнения упражнений не все испытуемые были заинтересованы в результатах своей деятельности.

2.         Испытуемые Аксинья Б., Кирилл М., Артур А. и Харитон Т. Вошли в III группу, набрав за выполнение заданий 12 – 15 баллов. Они заинтересованно сотрудничали с психологом, сразу же принимали задание и стремились к его выполнению. Однако самостоятельно данные испытуемые не всегда могли найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому, поэтому не все предложенные мыслительные операции испытуемые совершали правильно Важно отметить, что дети проявляли большую заинтересованность в результатах своей деятельности.

3.         Оставшиеся трое испытуемых (Алена И., Лия А, Эмма Р.) вошли в IV группу, набрав 17 – 19 баллов за выполнение задания. Дети с интересом принимали все задания, не нуждались в повторении инструкций, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в не которых случаях – на уровне зрительной ориентировки. В задачах на классификацию картинок вербально обосновывали свое решение. Помощь взрослого при решении задач данным испытуемым была не нужна или нужна была минимальная в виде направления на предмет мысли. Дети думали над результатами решения, оценивали степень его правильности. При этом данные испытуемые были очень заинтересованы в результате своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Результаты контрольной диагностики

Цель контрольной диагностики – определение эффективности проведенной работы

по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Диагностирование особенностей наглядно-образного мышления детей с ЗПР на этапе контрольной диагностики проходило с использованием тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Оценка полученных результатов велась по критериям, предложенным на этапе констатирующего эксперимента. Анализируя результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Только один испытуемый (Андрей Н.) выполнял задание хаотично, без учета основного признака; он с трудом смог назвать изображенный предмет. Четверо испытуемых (Капитолина Е., Дима М., Аксинья Б., Артур А.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного признака, в речевом плане называли изображенный предмет. Оставшиеся пятеро испытуемых (Лия А., Эмма В., Алена И., Кирилл М., Харитон Т.) без затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием. Графически результаты методики представлены на рис.6.

Рис. 6. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей» на этапе контрольной диагностики

В результате проведения методики «Последовательные картинки» на этапе контрольной диагностики было выявлено, что трое испытуемых (Алена И., Аксинья Б., Эмма Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в определенной последовательности, объединив их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного принципа. Оставшиеся семеро испытуемых (Дима М., Кирилл М., Лия А., Андрей Н., Капитолина Е., Артур А., Харитон Т.) справились с предоставленным заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической последовательностью. Однако стоит отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях.

Испытуемых с низкими результатами по данной методике на этапе контрольной диагностики не выявлено. Графически результаты методики представлены на рис.7.

Рис. 7. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки» на этапе контрольной диагностики

При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Шестеро испытуемых (Алена И., Лия А., Кирилл М., Артур А., Капитолина Е., Эмма Р.) показали результаты, соответствующие высокому уровню развития. Они приняли задание и уверенно соотносили изображения всех времен года с названиями. Четверо испытуемых (Аксинья Б., Андрей Н., Дима М., Харитон Т.) приняли предоставленное задание, однако уверенно соотносили изображения только двух времен года с их названиями.

Испытуемых с низким уровнем развития по данной методике на этапе контрольной диагностики не выявлено. Полученные данные демонстрируют, что не у всех детей с ЗПР отмечается высокий уровень развития временных представлений. У некоторых детей отмечаются затруднения в выделении характерных свойств и признаков объектов. Графически результаты исследования по данной методике представлены на рис. 8.

Рис. 8. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе контрольной диагностики

Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки» на этапе контрольной диагностики, свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе высокого уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Пятеро из десяти испытуемых (Лия А., Артур А., Аксинья Б., Харитон Т., Эмма Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного признака. Четверо испытуемых (Алена И., Дима М., Кирилл М., Капитолина Е.) не полностью справились с предоставленным заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально существенный признак. Оставшийся один испытуемый - Андрей Н. - принял предоставленное задание, однако классификацию выполнял без учета основного принципа. Графически результаты по методике представлены на рис. 9.

 

Рис. 9. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение неподходящей картинки» на этапе контрольной диагностики

В результате проведения методики «Установление закономерностей» на этапе контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Двое испытуемых (Дима М., Капитолина Е.) приняли задание, однако им потребовалась многократная помощь к началу их деятельности. В среднем детьми было выполнено по 1 – 2 таблице. Пятеро испытуемых из десяти (Лия А., Кирилл М., Андрей Н., Артур А., Эмма Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три предоставленные таблицы. Это обусловлено тем, что задачи такого плана адресованы непосредственно к логическим действиям, требующих конкретных представлений о родовых и видовых признаках объектов. У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в анализе конкретных признаков и свойств объектов. Трое испытуемых (Алена И., Аксинья Б., Харитон Т.) экспериментальной группы принял задание, заполнив все таблицы. В ходе проведения методики дети работали с интересом, используя все предложенные формы. Графически результаты методики представлены на рис. 10.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий