Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий..doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 10. Результаты экспериментального обследования по методике «Установление закономерностей» на этапе контрольной диагностики

Таким образом, в ходе апробирования тщательно подобранного диагностического инструментария были получены результаты, представленные в сводной Таблице 4.

Таблица 4.

Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Имя испытуемого

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Методика №5

Общий результат

баллы

группа

1

Алена И.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

19

IV

2

Аксинья Б.

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

17

IV

3

Дима М.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

14

III

4

Кирилл М.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

средний уровень

15

III

5

Лия А.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

18

IV

6

Андрей Н.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

средний уровень

11

II

7

Капитолина Е.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

13

III

8

Артур А.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

15

III

9

Харитон Т.

высокий уровень

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

17

IV

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

18

IV

 

Из данных, приведенных в Таблице 4, можно сформулировать следующие выводы:

1.   Один испытуемый (Андрей Н.) за выполненные задания набрал 11 баллов и вошел во II группу в соответствии с характером познавательной деятельности, принятием задания, способом выполнения, обучаемостью и интересом к результатам собственной деятельности. Важно отметить, что он не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Необходимыми операциями в умственном плане Антон Н. владеет явно недостаточно.

2.   Испытуемые Дима М., Кирилл М., Артур А. и Капитолина Е. вошли в III группу, набрав за выполнение заданий 12 – 15 баллов. Они заинтересованно сотрудничали с психологом, сразу же принимали задание и стремились к его выполнению. Важно отметить, что дети проявляли большую заинтересованность в результатах своей деятельности.

3.   Оставшиеся пятеро испытуемых (Алена И., Аксинья Б., Лия А, Харитон Т., Эмма Р.) вошли в IV группу, набрав 17 – 19 баллов за выполнение задания. Дети с интересом принимали все задания, не нуждались в повторении инструкций, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в не которых случаях – на уровне зрительной ориентировки. Стоит отметить, что данные испытуемые были очень заинтересованы в результате своей деятельности.

3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования

В результате проведения тщательно подобранных диагностической и коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на контрольном этапе работы была отмечена положительная динамика экспериментальной работы. Сравнительный анализ полученных результатов исследования представлен ниже.

Таблица 5.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей»

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Алена И.

средний уровень

высокий уровень

2

Аксинья Б.

средний уровень

средний уровень

3

Дима М.

низкий уровень

средний уровень

4

Кирилл М.

средний уровень

высокий уровень

5

Лия А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Андрей Н.

низкий уровень

низкий уровень

7

Капитолина Е.

низкий уровень

средний уровень

8

Артур А.

средний уровень

средний уровень

9

Харитон Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

 

Из таблицы 5 очевидно, что у некоторых испытуемых в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития по методике «Составление целого из частей»: у троих испытуемых (Алена И., Кирилл М. и Харитон Т.) на констатирующем этапе работы был отмечен средний уровень развития, а на контрольном – высокий. У двоих испытуемых (Дима М., Капитолина Е.) также были отмечены положительные изменения в результате проведенной коррекционно-развивающей работы: на констатирующем этапе – низкий, на контрольном – средний уровень развития.

Таблица 6.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Последовательные картинки»

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Алена И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Аксинья Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Дима М.

низкий уровень

средний уровень

4

Кирилл М.

средний уровень

средний уровень

5

Лия А.

средний уровень

средний уровень

6

Андрей Н.

низкий уровень

средний уровень

7

Капитолина Е.

средний уровень

средний уровень

8

Артур А.

средний уровень

средний уровень

9

Харитон Т.

средний уровень

средний уровень

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

Данные, приведенные в Таблице 6, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Последовательные картинки»: у троих испытуемых (Аксинья Б., Дима М., Андрей Н.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим. Ни у одного испытуемого в результате проведенной коррекционно-развивающей работы не было выявлено низкого уровня развития.

Таблица 7.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Определение времени года по картинкам»

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Алена И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Аксинья Б.

средний уровень

средний уровень

3

Дима М.

низкий уровень

средний уровень

4

Кирилл М.

средний уровень

высокий уровень

5

Лия А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Андрей Н.

средний уровень

средний уровень

7

Капитолина Е.

средний уровень

высокий уровень

8

Артур А.

высокий уровень

высокий уровень

9

Харитон Т.

средний уровень

средний уровень

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

 

Из таблицы 7 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Определение времени года по картинкам»: у троих дошкольников (Дима М., Кирилл М., Капитолина Е.) было отмечено повышение уровня развития способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе работы.

Таблица 8.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Исключение неподходящей картинки»

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Алена И.

средний уровень

средний уровень

2

Аксинья Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Дима М.

средний уровень

средний уровень

4

Кирилл М.

низкий уровень

средний уровень

5

Лия А.

высокий уровень

высокий уровень

6

Андрей Н.

низкий уровень

низкий уровень

7

Капитолина Е.

низкий уровень

средний уровень

8

Артур А.

высокий уровень

высокий уровень

9

Харитон Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Эмма Р.

высокий уровень

высокий уровень

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий