Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;
Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Данные, приведенные в Таблице 8, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Исключение неподходящей картинки»: у четверых испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Капитолина Е., Харитон Т.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим.
Важно отметить, что на контрольном этапе диагностики был выявлен испытуемый, показавший низкие результаты по данной методике. Это можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями. Операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития.
Таблица 9.
Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Установление закономерностей»
№ | Имя испытуемого | Уровень развития | |
констатирующий этап | контрольный этап | ||
1 | Алена И. | высокий уровень | высокий уровень |
2 | Аксинья Б. | средний уровень | высокий уровень |
3 | Дима М. | низкий уровень | низкий уровень |
4 | Кирилл М. | низкий уровень | средний уровень |
5 | Лия А. | средний уровень | средний уровень |
6 | Андрей Н. | низкий уровень | средний уровень |
7 | Капитолина Е. | низкий уровень | низкий уровень |
8 | Артур А. | средний уровень | средний уровень |
9 | Харитон Т. | средний уровень | высокий уровень |
10 | Эмма Р. | средний уровень | средний уровень |
Из таблицы 9 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Установление закономерностей»: у четверых испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Андрей Н., Харитон Т.) было отмечено повышение уровня сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Таблица 10.
Сравнительные данные уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапах исследования
№ | Имя испытуемого | Уровень развития | |||
констатирующий этап | контрольный этап | ||||
баллы | группа | баллы | группа | ||
1 | Алена И. | 18 | IV | 19 | IV |
2 | Аксинья Б. | 13 | III | 17 | IV |
3 | Дима М. | 11 | II | 14 | III |
4 | Кирилл М. | 12 | III | 15 | III |
5 | Лия А. | 17 | IV | 18 | IV |
6 | Андрей Н. | 8 | II | 11 | II |
7 | Капитолина Е. | 10 | II | 13 | III |
8 | Артур А. | 14 | III | 15 | III |
9 | Харитон Т. | 15 | III | 17 | IV |
10 | Эмма Р. | 19 | IV | 18 | IV |
Таким образом, анализируя результаты (Таблица 10), полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.
Получение таких количественных и качественных результатов, позволяет с уверенностью считать, что проведённая нами коррекционно-развивающая работа оказалась успешной и эффективной в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи.
Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.
Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».
Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую с учетом результатов диагностического обследования, - подтверждена.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей \ под. ред. К.С. Лебединской. – М.Педагогика, 1982. – 250с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 108 с.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - № 2, № 4.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 161 с.
7. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
8. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу – М.: Педагогика, Библиотека для родителей, 1985. - 160 с.
9. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
11. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 119 с.
12. Воспитание и обучение в детском саду / под общ. ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.- (Акад. пед. наук СССР).
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т. З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1986.
16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Издательство: Книжный дом "Университет", 1999. – 332 с.
17. Гальперин П.Я., Данилова В.Н. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.
18. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1978.
19. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1989.
20. Горбушина Л.А., Николаичева А.Г. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1992.
21. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1986.
22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
23. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Смоленск, 1990. – 256 с.
24. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
25. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.
26. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 1998.
27. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.
28. Иванова О.А. О развитии речи детей // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 8. – С. 82.
29. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1991.