Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам игровых занятий.
Задачи работы:
- раскрыть теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста: рассмотреть исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе; раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР; рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре;

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 7
1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
1.3 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
1.4 Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Глава 2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 33
Глава 3. Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.1 Результаты констатирующего этапа
3.2 Результаты контрольной диагностики …………………………………………54
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов исследования
Заключение 63
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий..doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные, приведенные в Таблице 8, свидетельствуют о том, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были отмечены следующие положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Исключение неподходящей картинки»: у четверых испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Капитолина Е., Харитон Т.) на контрольном этапе были отмечены более высокие результаты по сравнению с констатирующим.

Важно отметить, что на контрольном этапе диагностики был выявлен испытуемый, показавший низкие результаты по данной методике. Это можно объяснить тем, что у детей с ЗПР наблюдается снижение уровня обобщения, в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами и явлениями. Операция классификации, в основе которой лежит выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития.

Таблица 9.

Сравнительные данные, полученные в ходе проведения методики «Установление закономерностей»

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

1

Алена И.

высокий уровень

высокий уровень

2

Аксинья Б.

средний уровень

высокий уровень

3

Дима М.

низкий уровень

низкий уровень

4

Кирилл М.

низкий уровень

средний уровень

5

Лия А.

средний уровень

средний уровень

6

Андрей Н.

низкий уровень

средний уровень

7

Капитолина Е.

низкий уровень

низкий уровень

8

Артур А.

средний уровень

средний уровень

9

Харитон Т.

средний уровень

высокий уровень

10

Эмма Р.

средний уровень

средний уровень

 

Из таблицы 9 очевидно, что в результате проведенной коррекционно-развивающей работы произошли положительные изменения в уровне развития мышления по методике «Установление закономерностей»: у четверых испытуемых (Аксинья Б., Кирилл М., Андрей Н., Харитон Т.) было отмечено повышение уровня сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Таблица 10.

Сравнительные данные уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на констатирующем и контрольном этапах исследования

Имя испытуемого

Уровень развития

констатирующий этап

контрольный этап

баллы

группа

баллы

группа

1

Алена И.

18

IV

19

IV

2

Аксинья Б.

13

III

17

IV

3

Дима М.

11

II

14

III

4

Кирилл М.

12

III

15

III

5

Лия А.

17

IV

18

IV

6

Андрей Н.

8

II

11

II

7

Капитолина Е.

10

II

13

III

8

Артур А.

14

III

15

III

9

Харитон Т.

15

III

17

IV

10

Эмма Р.

19

IV

18

IV

 

Таким образом, анализируя результаты (Таблица 10), полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Получение таких количественных и качественных результатов, позволяет с уверенностью считать, что проведённая нами коррекционно-развивающая работа оказалась успешной и эффективной в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования были решены следующие задачи.

Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления. До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».

Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если своевременно осуществлять диагностику и коррекционно-развивающую с учетом результатов диагностического обследования, - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.             Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей \ под. ред. К.С. Лебединской. – М.Педагогика, 1982. – 250с.

2.             Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.

3.             Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

4.             Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 108 с.

5.             Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - № 2, № 4.

6.             Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 161 с.

7.             Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).

8.             Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу – М.: Педагогика, Библиотека для родителей, 1985. - 160 с.

9.             Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.

10.         Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

11.         Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 119 с.

12.         Воспитание и обучение в детском саду / под общ. ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.

13.         Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.- (Акад. пед. наук СССР).

14.         Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т. З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.

15.         Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1986.

16.         Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Издательство: Книжный дом "Университет", 1999. – 332 с.

17.         Гальперин П.Я., Данилова В.Н. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.

18.         Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1978.

19.         Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1989.

20.         Горбушина Л.А., Николаичева А.Г. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1992.

21.         Давыдов В.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1986.

22.         Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

23.         Дети с задержкой психического развития / под ред.  Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Смоленск, 1990. – 256 с.

24.         Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

25.         Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.

26.         Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 1998.

27.         Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.

28.         Иванова О.А. О развитии речи детей // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 8. – С. 82.

29.         Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1991.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам игровых занятий