Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:54, лабораторная работа
Узловой проблемой психологии ребенка с нарушением акустического анализатора является проблема взаимоотношения слуха и речи. Способы решения этой проблемы отражают борьбу идеалистических и материалистических тенденций в области сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Для идеалистической психологии является характерным рассмотрение слуха в отрыве от той роли, которую он играет в развитии речевого общения ребенка. Отсюда—и неверная оценка его значения для об¬щего формирования психической жизни человека.
Р.М. БОСКИС
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА У ДЕТЕЙ
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
I
Узловой проблемой психологии ребенка с нарушением акустического анализатора является проблема взаимоотношения слуха и речи. Способы решения этой проблемы отражают борьбу идеалистических и материалистических тенденций в области сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Для идеалистической психологии является характерным рассмотрение слуха в отрыве от той роли, которую он играет в развитии речевого общения ребенка. Отсюда—и неверная оценка его значения для общего формирования психической жизни человека.
Одни авторы, не учитывая той роли, которую играет слух в овладении звуковым языком, подходят к нему как к изолированной „слуховой функции", самостоятельно, вне языка, влияющей на духовное развитие ребенка; они идеалистически рассматривают его как „форпост души", „как главный источник, направляющий чувства на явления окружающего мира" и таким образом фетишизируют слух и метафизически переоценивают его роль в психическом развитии ребенка.
Такая переоценка самодовлеющей роли слуха в формировании психической жизни ребенка приводит буржуазных авторов к реакционному утверждению непоправимой дефектности глухого ребенка. Ребенок с неполноценным слухом, по убеждению этих авторов, обречен на общее психическое недоразвитие. Мощная компенсирующая роль языка, приобретаемого в процессе специального обучения, естественно, при этом игнорируется. Другие авторы, идеалистически отрывающие слух от звуковой речи, не понимают той роли, которую играет слух в общем психическом развитии ребенка, и считают, что его недостаточность мало что меняет в общем формировании духовной жизни ребенка. Недооценивая роль слуха в овладении звуковым языком, эти авторы рассматривают каждую задержку в развитии речи и мышления ребенка как результат специального поражения высших, речевых или „психических" областей мозговой коры.
Стоящие на метафизических позициях буржуазные авторы не могут правильно подойти к оценке роли, которую играет слух в общем развитии ребенка, и понять, что только высокая степень сохранности слуха может в обычных условиях обеспечить полноценное овладение речью.
Рассмотрение слуха человека в отрыве от речи приводило, следовательно, либо к неправильной переоценке, либо к столь же ложной недооценке его роли в психическом развитии ребенка.
Обе позиции—не только первая, переоценивающая роль слуха, но и вторая, недооценивающая его роль,— неминуемо влекут за собой реакционные утверждения о непоправимой дефектности людей, лишенных нормального слуха.
Скрытой тенденцией исследований реакционных авторов является стремление оправдать широко практикуемую в капиталистических странах эксплуатацию глухонемых с использованием их в качестве дешевой рабочей силы. Такое тенденциозное решение вопроса о судьбе глухого и тугоухого ребенка при помощи „теоретических измышлений" является примером того, как реакционная наука служит интересам буржуазии.
II
Истоки подлинно материалистического рассмотрения проблемы слуха и речи мы находим у великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова,
„...у ребенка основным условием способности к речи, — писал И.М. Сеченов, — служит центральная связь между зрительным и слуховым аппаратом, с одной стороны, и всем комплексом движений, участвующих в образовании голоса и речи,—с другой. Но одна эта связь, как показывают глухонемые, может вести лишь к нестройным отрывистым крикам; в речь же крики превращаются, как опять показывают те же глухонемые, только под регулирующим контролем слуха". В учении И.П. Павлова содержатся важнейшие данные для естественно-научного освещения вопроса о роли слухового анализатора в речевом и общем развитии ребенка. Положение И.П. Павлова о функционировании всех частей анализатора как единого целого помогает не только понять ту роль, которую играет звуковой анализ и синтез в развитии высших форм сигнальной деятельности, опирающейся на слово; оно позволяет понять и то своеобразие в протекании процессов высшего анализа и синтеза, которое наблюдается у детей, страдающих поражением периферического конца акустического анализатора. Установленные И.П. Павловым и его учениками закономерности взаимодействия двух сигнальных систем позволяют научно проанализировать факты, раскрывающие, с одной стороны, роль сохранности акустического анализатора для развития второй сигнальной системы и, с другой, зависимость деятельности акустического анализатора от характера взаимодействия его со второй сигнальной системой.
III
Положения великого корифея науки И.В. Сталина о сущности языка и основных закономерностях его развития, о роли языка как средства общения, о неразрывности языка и мышления и, наконец, его специальные высказывания о мышлении глухонемых — имеют решающее значение для научного анализа особенностей развития детей с недостатками слуха.
Отсутствие способности
Понимание своеобразия аномального развития психики глухонемых находит свое теоретическое обоснование в сталинской концепции неразрывной связи языка и мышления.
Специальные указания о мышлении глухонемых даны в ответе И.В. Сталина товарищам Д. Белкину и С. Фуреру. Положение о том, что мышление глухонемых — это мышление наглядное, мышление в образах, не содержащее тех сложнейших обобщений, которые обычно возникают на базе языкового материала, позволяет понять то своеобразие познавательной деятельности, какое мы наблюдаем у ребенка, не владеющего языком. Возможности познания окружающих явлений у необученного языку глухонемого ограничены непосредственным наглядным восприятием предметов и их отношений. Понятно, что вне восприятия окружающих звуков, вне языкового общения, при резко недоразвитом и только образном мышлении, развитие психики глухонемого протекает аномально.
Положения И.В. Сталина об аномальных, глухонемых, не имеющих языка, со всей последовательностью марксистской диалектики выдвигают методологическое требование — рассматривать явление с учетом всех условий его возникновения и предостерегают от подмены одного явления другим. Эти положения содержат конкретные указания, позволяющие проанализировать сущность данной аномалии, понять и раскрыть качественное своеобразие безъязычного глухонемого по сравнению с ребенком, владеющим языком.
Своеобразие развития детей с неполноценным слухом определяется нарушением возможности нормального языкового общения. Эти дети лишены возможности полноценно воспринимать речь окружающих, а вследствие этого затруднено и развитие их собственной речи.
Но марксистская наука не ограничивается констатацией своеобразия наблюдаемого явления. Марксизму свойственна действенность, ему враждебно фаталистическое понимание развития. Марксистская наука ставит перед собой задачу изучения с целью активного воздействия на то или иное явление. „Марксизм понимает законы науки,— учит И.В. Сталин, — все равно, идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей". И далее: „Значит ли это, что, например, результаты действий законов природы, результаты действий сил природы вообще неотвратимы, что разрушительные действия сил природы везде и всегда происходят со стихийно-неумолимой силой, не поддающейся воздействию людей? Нет, не значит". Во многих случаях, как указывает И.В. Сталин, люди не бессильны воздействовать на процессы природы, учитывая их, опираясь на них, могут использовать знание законов для того, чтобы овладеть ими, использовать их или ограничить сферу их влияния.
Выясняя закономерности развития детей с недостатками слуха, мы приобретаем оружие, с помощью которого можно ограничить сферу действия этих закономерностей и направить развитие плохо слышащего ребенка в нужном нам направлении.
Для решения вопросов целенаправленного воздействия на аномальное развитие детей с неполноценным акустическим анализатором особо важным является рассмотрение, во-первых, непосредственной компенсаторной деятельности сохранных анализаторов и, во-вторых, опосредованного их использования через вторую сигнальную систему, т. е. через обучение, в котором язык служит для объяснения учащимся обобщенных абстрактных понятий. То обстоятельство, что посредством языка можно передать учащимся „успехи познавательной работы человека" (И.В. Сталин) делает язык в руках сурдопедагога мощным орудием перевоспитания психики глухонемого ребенка.
На компенсирующей роли языка как средства сообщения обобщенных фактов и абстрактных понятий в наибольшей мере базируется оптимистический взгляд на развитие ребенка с аномалией того или иного анализатора, и в частности, акустического анализатора. В тех колоссальных сдвигах, которые возникают у глухонемого под влиянием специального обучения языку, и проявляется особая роль языкового общения для формирования познавательной деятельности. В этих условиях у глухонемых вырабатывается характерный для второй сигнальной системы „новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы".
Возможность преодоления проявлений аномального развития детей с недостатками слуха находит свое обоснование в законах высшей нервной деятельности, открытых великим русским физиологом И.П. Павловым. Согласно этим законам, поведение животного и человека обусловлено не только прирожденными свойствами нервной системы, но и влиянием среды, т. е. воспитанием и обучением в широком смысле этого слова. Высокая пластичность нервной системы позволяет совершенствовать ее деятельность путем создания необходимых условий. Для успешного преодоления отклонений в развитии детей с недостатками слуха должны быть созданы такие условия взаимодействия со средой, при которых пластичность нервной системы была бы максимально использована.
IV
В зависимости от степени нарушения
слухового анализатора и
Между тем, задача заключается в том, чтобы найти не только количественный, но и качественный критерий более тонкого отграничения одной формы слуховой недостаточности от другой, рассмотреть качественное своеобразие каждой из этих форм, имея в виду при этом отличающие одну форму от другой особенности уравновешивания с социальной средой. Нужно, следовательно, выделить совокупность факторов, позволяющих оценивать состояние слухового анализатора не самого по себе (вне его связей и опосредований), а с точки зрения того, насколько он может обеспечить развитие средств общения и познания и, в первую очередь, главного средства познания — языка.
Только на основе такого всестороннего, целенаправленного исследования может быть разработана педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Создание педагогической классификации, построенной на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи, составляет конечную задачу данной работы.
Практическое назначение разработанной нами классификации — служить обоснованием системы учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих максимальное развитие умственных способностей всех категорий плохо слышащих детей.
V
Настоящая работа подытоживает накопленный нами в течение многих лет (с 1931 г.) материалы исследования детей с недостатками слуха. В соответствии с поставленной выше задачей, первую часть исследования мы посвятили выявлению состояния слухового анализатора этих детей и условий его реального использования для общения и познавательной работы. Для этой цели мы применяли разнообразные приемы, позволяющие определить, в чем состоят особые условия деятельности слухового анализатора, необходимые для восприятия речи, в отличие от восприятия других звуковых раздражений.
Вторая часть исследования посвящена особенностям речевого развития детей с недостатками слуха.
Изучая словарный состав речи глухонемых и тугоухих детей, мы прослеживали особенности пользования словом, отклонения в произношении и значении слова.
Изучая своеобразие
При исследовании понимания речи мы выясняли способность тугоухих детей усвоить обращенную к ним речь в зависимости от степени доступности этой речи слуховому восприятию ребенка и от уровня речевого развития ребенка.
При изучении произношения мы выясняли особенности овладения звуковым составом слова тугоухих детей и проявления этих особенностей в письме.
То обстоятельство, что при одном и том же состоянии слуха наблюдался различный уровень развития речи и, наоборот, при различном состоянии слуха речь могла быть одинаково развита, выдвинуло перед нами вопрос: под влиянием каких факторов формируется речь в условиях аномальной функции слухового анализатора. Изучая анамнестические данные и сопоставляя их с материалами объективного исследования, мы пытались ответить и на этот важный для точной диагностики вопрос.
Информация о работе Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей