Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:54, лабораторная работа
Узловой проблемой психологии ребенка с нарушением акустического анализатора является проблема взаимоотношения слуха и речи. Способы решения этой проблемы отражают борьбу идеалистических и материалистических тенденций в области сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Для идеалистической психологии является характерным рассмотрение слуха в отрыве от той роли, которую он играет в развитии речевого общения ребенка. Отсюда—и неверная оценка его значения для об¬щего формирования психической жизни человека.
Не только в этом, однако, заключается причина нарушения грамматического строя языка тугоухих детей. Представители реакционных «теорий» рассматривали нарушения речи у тугоухих детей вне связи со снижением слуховой функции, и лишь тогда эта связь ими признавалась, когда в проявлениях речевой недостаточности можно было увидеть лишь совершенно очевидное прямое отражение сниженного слуха. Для тех же речевых нарушений, которые нельзя было поставить в такую прямую связь, они находили объяснение в вымышленном ими локальном поражении коры.
Между тем, наше исследование привело
нас к выводу о том, что лишь
некоторые особенности
Недостаточность овладения словарем и грамматическим строем языка тугоухих детей естественно приводит к затруднениям в понимании речи окружающих. Это и служило поводом к предположению о сенсорной афазии у подавляющего большинства тугоухих детей. Анализ проявлений недостаточного понимания устной речи и читаемого текста у тугоухих позволил нам выдвинуть утверждение о прямой зависимости этих затруднений от общего недоразвития речи, возникшего как результат неполноценной функции слухового анализатора.
Для большей убедительности наших утверждений мы привели в диссертации детальный анализ развития тугоухого ребенка, которому ошибочно был поставлен диагноз сенсорной афазии, и ребенка с подлинной сенсорной афазией. Сравнение этих случаев позволило показать принципиальное различие в клинической картине ограниченного понимания речи у тугоухого ребенка и сенсорного афазика. В случае сенсорной афазии мы наблюдали нарушение высшего акустического анализа и синтеза при полном доступе звуковых раздражений. Это нарушение проявилось в невозможности систематизировать и упорядочить поступающие извне раздражения, т. е. в невозможности образовать динамический стереотип, необходимый для целостного восприятия слова.
Иное мы имеем у тугоухих детей.
Здесь необходимый для высшего
анализа и синтеза слова
Обнаруженные нами чрезвычайно характерные искажения слов в устной речи тугоухих детей еще с одной стороны демонстрируют зависимость речевого развития ребенка от деятельности акустического анализатора. В числе наиболее характерных искажений слов в устной речи тугоухих детей мы отметили:
1) неправильное произношение звуков (в большинстве случаев согласных), при этом наиболее характерны смешения и замены внутри определенных групп звуков;
2) выпадение тех частей слова,
на которые не падает ударение,
и выпадение звуков из
3) включение в слово лишних звуков и слогов.
Как оказалось, каждая из указанных групп искажений легко может быть объяснена с точки зрения роли акустического анализатора в усвоении ребенком языка.
Сопоставление данных о состоянии слуха наших испытуемых с картиной искажения слов позволило нам вскрыть закономерную связь этих явлений. И вместе с тем, рассмотрение этих связанных между собой двух рядов явлений позволило нам выдвинуть утверждение об относительной значимости степени поражений слуха в своеобразном усвоении речи тугоухим ребенком.
Наблюдая тугоухих детей с одинаковым поражением слуха, мы не редко обнаруживали различную степень овладения звуковым составом слова. Это обязывало нас выяснить и другие факторы, обусловливающие Данное состояние речи ребенка. Как показало наше исследование, в овладении звуковым составом слова особую роль играют условия участия в этом процессе кинэстезического и зрительного анализаторов (не только через чтение с губ, но и через письмо).
При исследовании звукового состава слова у тугоухих детей мы встретились с фактами, характеризующими роль овладения этой «природной материей» языка (т. е. его звуковым составом) для усвоения лексического и грамматического значения слова, для Овладения морфологическими и синтаксическими закономерностями языка, а также для усвоения письменной речи (начиная е овладения грамотой и кончая умением письменно выразить свою мысль и понять читаемый текст).
Особо благоприятные условия для раскрытия своеобразия речевого развития тугоухих детей составляет изучение их письма. Анализ ошибок письма тугоухих позволяет сделать существенные выводы о роли слухового анализатора в формировании звуковой материи языка. Письмо тугоухих ярко отражает всю специфику овладения звуковым составом слова у ребенка с нарушенным слуховым анализатором.
Изучение свыше 1 000 письменных работ тугоухих детей дало нам возможность обнаружить ошибки, характеризующие условия овладения звуковым составом слова при нарушении акустического анализатора.
Характерно, что в письме тугоухих
детей больше всего страдают те звуки
и части слова, которые оказываются
наименее доступными их слуху. В результате
неполного акустического
Искаженное в письме тугоухого ребенка слово обычно сохраняет ударный слог, а также другие, более яркие по своему звучанию части слова. Нередко в письме слово искажается до такой степени, что от него остается лишь своеобразный его контур (например, биштризаца вместо подстригаться, атадрал вместо оседлал и т. п.).
Установив связь недостатков письма тугоухих детей с нарушением слухового анализатора, мы проследили возможности преодоления этих недостатков путем использования других анализаторов, в особенности зрительного и кинэстезического. Воспитывая правильное произношение, помогая ребенку усвоить звуковой состав каждого слова, не только с помощью слуха, но также кинэстезически и зрительно (с помощью письма), мы достигали преодоления наблюдаемых в письме ошибок.
Наши данные об акустической природе
недостатков письма тугоухих детей
опровергают утверждение о
Итак, предположение об афазическом синдроме у тугоухих детей исключается данными, рисующими все особенности речи этих детей как отклонения в развитии, возникшие исключительно по причине неполного восприятия речи с помощью слуха.
Данные, свидетельствующие об осмысленном активном овладении языком, и бесспорно полноценная обучаемость тугоухих детей дают право решительно отвергнуть ложное утверждение об органической неполноценности коры больших полушарий у этих детей. Анализ словарного состава, грамматического строя, особенностей овладения звуковым составом слова и развития понимания речи позволяет охарактеризовать своеобразие в развитии, речи тугоухого ребенка как активный процесс поступательного развития, который протекает по обходным путям и достигает наибольшей эффективности в условиях целенаправленного корригирующего педагогического воздействия.
* * *
Проведенное исследование позволило
нам подойти к разрешению сложнейшей
проблемы взаимодействия слуха и
речи в развитии ребенка. На обширном
фактическом материале
Положения И.В. Сталина о неразрывной
связи языка и мышления и вытекающие
из них утверждения о наглядно-
Отсутствие или
В аномальном развитии отсутствие слуха может быть компенсировано специально организованным общением и обучением. При построении специального обучения с неизбежностью должны быть учтены объективные закономерности развития мышления и речи глухонемого и тугоухого ребенка. Обучение этих детей должно происходить под знаком перестройки их мышления на базе «языковых терминов и фраз».
Анализ изменений развития, происходящих в процессе овладения языком, привел нас к утверждению о мощной компенсирующей роли языка, приобретаемого глухими и тугоухими детьми в условиях специального обучения. Таким образом, формирование языка в специальном обучении является решающим фактором преодоления изучаемой нами аномалии.
Обучение языку, занимающее в специальной школе для детей с недостатками слуха важнейшее место, должно быть по-разному реализовано в зависимости от качественного своеобразия различных категорий таких детей.
На основе нашего исследования оказалось возможным установить следующие категории детей с недостатками слуха:
1. Глухие дети:
а) глухонемые дети (т. е. глухие без речи),
б) глухие дети, сохранившие в той или иной мере речь.
2. Тугоухие дети:
а) тугоухие дети с глубоко недоразвитой речью,
б) дети, владеющие развернутой речью лишь с некоторыми ее недостатками.
Каждая из выдвинутых в нашем исследовании категорий детей требует особых условий специального обучения, отвечающих особенностям языкового общения при данном состоянии слуха.
В связи с настоящим
Вернуться к списку
Информация о работе Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей