Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью нашего исследования является теоретическое изучение состояния проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме.
2. Систематизировать диагностический материал для обследования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выявить особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование.
Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.).
Исследования ряда авторов (Л.Р. Голубева, Н.А. Орланова и др.) показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка. По данным А.А. Люблинской (155) и других авторов, переход внешней «эгоцентрической» речи во внутреннюю в норме происходит к 4—5-летнему возрасту.
Исследования А.Р. Лурия показывают, что внутренняя речь ребенка формируется значительно позже, чем его внешняя речь. Ребенок, уже обладающий внешней речью в ситуации диалога, оказывается еще неспособным к развернутой монологической речи. Переход к монологической речи возможен только после овладения морфологическими, лексическими и синтаксическими формами, которые являются операционными компонентами развернутой речи» [15].
С 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.).
Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [20, с. 10].
Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Многие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми предложений различной структуры для развития связной развернутой речи ребенка (АГ. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.).
Высказывания
детей пяти-шести лет уже
К концу
дошкольного периода развития речевой
деятельности дети в норме овладевают
развернутой фразовой речью, фонетически,
лексически и грамматически правильно
оформленной. Отступления от орфоэпических
норм устной речи (отдельные «фонетические»
и «грамматические» ошибки) не имеют
стойкого фиксированного характера
и при соответствующей
Таким образом, монолог – наиболее сложная и онтогенетически поздняя форма речевой деятельности. В ней используются и обобщаются все компоненты языковой системы (лексика, способы выражения грамматических отношений, формо и словообразующие, синтаксические средства). Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. Знание закономерностей речевого онтогенеза в норме позволяет выявить особенности монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1.2. Характеристика детей
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия), при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Рассмотрим более подробно общее недоразвитие речи III уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове[9 ].
На фоне
относительно развернутой речи наблюдается
неточное употребление многих лексических
значений. В активном словаре преобладают
существительные и глаголы. Недостаточно
слов, обозначающих качества, признаки,
состояния предметов и
В свободных
высказываниях преобладают
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание
обращенной речи значительно развивается
и приближается к норме. Отмечается
недостаточное понимание
Кроме речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [20].
Дети
с общим недоразвитием речи отстают
от нормально развивающихся
Отмечается
недостаточная координация
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями [20].
Ряд авторов (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова) отмечают у детей с общим недоразвитием III уровня недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Психолого-педагогические исследования ряда авторов (Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л. Фигередо) (1991) выявили следующие особенности в развитии психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи: исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи оно сформировано недостаточно; исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии; исследование функции внимания показывает, что дети с общим недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
По данным Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) при исследовании речевого общения дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено следующее: дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют; у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме [14].
Патология речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.
Таким образом, анализ психолого-педагогической характеристики позволяет сделать вывод, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются не только нарушения речи, но и наблюдаются в совокупности нарушения всех психических процессов и функций, психомоторики и эмоционально-волевой сферы, что задерживает темп психического развития ребенка и отражаются на формировании связной монологической речи. Связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи формируется в условиях дизонтогенеза и имеет свои особенности.
1.3. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется определёнными особенностями, которые обусловлены не только речевыми нарушениями, но и совокупностью нарушения всех психических процессов и проблемами в эмоционально-волевой сфере. Это задерживает темп психического и речевого развития ребенка, сказывается на темпах и сроках овладения связной речью (диалогической и монологической) отражаются на формировании его личности, познавательно-речевой и коммуникативной деятельности [20].
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. Так, по мнению В.П. Глухова у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны:
● нарушение связности и последовательности изложения,
● смысловые пропуски,
● явно выраженная «немотивированная» ситуативность
● фрагментарность,
● низкий уровень используемой фразовой речи [6].
Характеризуя уровень развития монологической речи при общем недоразвитии речи, Г.Р. Шашкина отмечает: «III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной [20].
Г.Р. Шашкина выделяет следующие особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
1. При пересказе текстов дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
2. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
3. Творческое рассказывание детям дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.
4. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
По данным исследований В.П. Глухова для самостоятельных монологических высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности:
1. употребление преимущественно коротких фраз,
2. ошибки в построении развернутых предложений,
3. затруднения в выборе нужных лексем,
4. нарушения смысловой организации высказываний,
5. отсутствие связи между элементами сообщения.
Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.) Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.