Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью нашего исследования является теоретическое изучение состояния проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме.
2. Систематизировать диагностический материал для обследования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выявить особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
6. пересказ рассказа по сюжетной картине;
7. рассказ по сюжетной картине.
Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями [20].
По мнению В.П. Глухова, при организации логопедической работы, направленной на формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи «особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта» [6].
Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы.
Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.
К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению [14].
При проведении
занятий по обучению рассказыванию
перед логопедом стоят
1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
2. формирование навыков построения связных монологических высказываний.
3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
4. целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
5. формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
6. усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
7. формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа - сообщения;
8. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Рекомендуемая В.П. Глуховым система обучения детей с общим недоразвитием речи рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах:
● составление высказываний по наглядному восприятию,
● воспроизведение прослушанного текста,
● составление рассказа-описания,
● рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.).
То есть, предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.
Таким образом, при обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание, по мнению В.П. Глухова уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Методика работы по коррекции монологической речи строится с учётом особенностей монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коррекционная работа по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп строится с учётом общедидактических и логопедических принципов и включает:
1. Коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи.
2. Целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения,
3. Обучение рассказыванию.
Учитывая тот факт, что при общем недоразвитии речи имеет место недоразвитие психологической базы речи содержание логопедической работы по коррекции связной монологической речи (особенно в подготовительный период) необходимо планировать с учётом специально организованной работы по развитию высших психических функций.
Только
комплексный подход, направленный на
преодоление речевых и
Заключение
Целью данной курсовой работы являлось теоретическое изучение проблемы формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе исследования мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировали психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме.
2. Систематизировали диагностический материал для обследования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Путём анализа литературных источников определили особенности и методику формирования монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ научно - педагогической и специальной литературы позволяет сделать следующие выводы:
Нарушение
монологической речи, как более сложной
и онтогенетически более
Методика работы по коррекции монологической речи строится с учётом особенностей монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Коррекция речи направлена на формирование психологической базы речи и речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. (В.П. Глухов, Ефименкова, Г.Р. Шашкина и др.)
Библиографический список