Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 06:52, курсовая работа
Моя работа посвящена организации работы с персоналом. С переходом нашей страны на рыночные отношения большое значение при работе с персоналом приобрел экономический фактор, определяющий основные управленческие задачи в этой области, а также средства и методы их практической реализации, направленные на повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности организации (предприятия, фирмы). В этих условиях важно не только сформировать штат персонала, определить его численность, профессиональный и квалификационный состав, но и правильно организовать его труд в непосредственной связи с технологией производства, использовать кадровый потенциал в соответствии с квалификацией и уровнем образования.
Введение……………………………………………………4
Теоретическая часть Планирование потребности в административно-управленческом персонале:
Планирование персонала…………………………………7
Виды и уровни кадрового планирования……………….8
Планирование и подготовка резерва административно-управленческого персонала…………………………………………………….11
Нормы управляемости…………………………………….13
Расчет в потребности персонала………………………..16
Оптимизация численности сотрудников………………..22
Лидерские качества личности:
Трудовой коллектив………………………………………..31
Личность……………………………………………………...33
Индивидуальность………………………………………….35
Темперамент личности…………………………………….38
Психогеометрическая типология С. Деллингер……….43
Типы людей и локус контроля Дж. Роттера…………….48
Фундаментальная типология индивидуальности………51
Профпригодность личности в соответствии с изучаемой
типологией……………………………………………………56
Качества личности руководителя…………………………60
Авторитет руководителя и стили руководства………….64
Культура речи и правила общения с людьми………….71
Практическая часть:
Информация о предприятии………………………………75
Этапы проведения прикладных исследований……….77
Лидерские качества личности……………………………84
Выводы по практической части………………………….87
Заключение по курсовой работе:
Влияние лидерских качеств личности на карьерный рост
сотрудников…………………………………………………..89
Список литературы………………………………………….90
Е. А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы.
1. Гражданские качества
- моральный облик человека как
члена общества
2. Отношение к труду, профессии, интересы
и склонности
3. Дееспособность общая не только физическая,
но и умственная. Включая интеллектуальные
способности, гибкость психики, самоконтроль,
инициативность. А также физические - состояние
здоровья, сила, выносливость и т.д.
4. Единичные, частные, специальные способности.
Это такие личные качества, которые важны
для данной работы, профессии.
5. Навыки, привычки, знания, опыт
Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность
По мнению того же Е.А. Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:
1. Непригодность
(к данной профессии) Она
2. Годность (к той или иной профессии или
группе таковых) Эта степень характеризуется
тем, что нет противопоказаний. То есть,
есть реальный шанс, что человек будет
хорошим специалистом в этой области.
3. Соответствие (данного человека данной
области деятельности). Характеризуется
не только отсутствием противопоказаний,
но и наличием личных качеств которые
годны для выбора данной профессии или
группе профессий.
4. Призвание (данного человека данной
области деятельности). Эти степень профпригодности
характеризуется тем, что во всех основных
элементах ее структуры есть явные признаки
соответствия человека требованиям деятельности.
Речь идет о признаках, которыми человек
выделяется среди равных себе по обучению
и развитию.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
Качества личности руководителя:
Профессионально важные качества
личности руководителя — это личностные характеристики,
обеспечивающие максимальную эффективность
и успешность руководителя в сфере управленческой
деятельности.
К началу 50-х годов XX в. было проведено множество
исследований, направленных на выявление
индивидуальных характеристик, позволяющих
человеку проявлять себя хорошим руководителем
практически в любом виде деятельности.
При обобщении данных было установлено,
что чаще всего выделяются следующие черты:
1. интеллект как способность решать сложные
и абстрактные проблемы;
2. осознание потребности к действию и существующие
мотивы;
3. уверенность в себе, высокая самооценка
компетентности и уровня притязаний.
В более поздних работах в результате
изучения успешных руководителей выделены
следующие профессионально важные свойства
личности руководителя:
1. практически
2. психологиче
3. общественна
4. требователь
5. критичность
Наконец, выделяются такие свойства личности,
как склонность к организаторской
деятельности, потребность в данной деятельности истеничность чувств при ее выполнении.
При этом отмечается, что все указанные
свойства иерархизированы, но первенствует
организаторское чутье, на котором базируется
эмоционально-
Очевидно, что руководитель должен уметь
ладить с людьми и проявлять интерес и
стремление к сотрудничеству. От него
требуется умение наладить работу своих
подчиненных в соответствии с целями организации.
Ему необходимо разбираться в мотивах
поведения людей, а также знать факторы,
лежащие в основе поведения коллектива.
Однако специфика набора профессионально
важных качеств руководителя зависит
от вида его профессиональной деятельности.
Так, например, такие свойства личности,
как искренность и терпимость, являющиеся
профессионально важными для руководителя
предприятия, не совсем адекватны бухгалтеру
предприятия, а способность к выполнению
рутинной работы будет отличать руководителя
в системе бюрократического управления
от руководителя коммерческого предприятия.
Исходя из основных задач управления,
можно определить наиболее значимые черты
и свойства успешного руководителя. Профессионально
важными из них для управленца являются:
1. способность к стратегическому планированию,
гибкость и интуиция, лежащие в основе
формирования стратегии развития организации,
ее экономической политики, а следовательно,
и методов управления персоналом;
2. способность полностью реализовывать
возможности сотрудников с помощью правильной
расстановки кадров и справедливых санкций,
учитывая необходимость удовлетворения
потребности в признании, поддерживать
и способствовать развитию и самореализации
сотрудников;
3. способность формировать коллектив и
психологическую атмосферу в нем, адекватную
профессиональной ситуации;
4. выработка организаторских и коммуникативных
свойств в связи с особенностями профессиональной
деятельности. К ним относятся: уверенность
в себе, инициативность, воля и решительность,
готовность выслушивать мнения других,
коммуникабельность и коммуникативная
компетентность.
5. Важное значение для успешного руководителя
имеет стремление к саморазвитию в контактах
и общении и любознательность. Самосовершенствование
и творческий рост — залог успеха руководителя
в организации и окружающем мире, в которых
непрерывно меняются как сами люди, так
и условия их деятельности;
6. развитие самообладания и самоконтроля.
Члены коллектива (подчиненные, коллеги)
неодинаково воспринимают ситуацию, в
которой они оказываются и где по-разному
удовлетворяются их потребности и ожидания.
Различия могут привести к противоречиям,
несогласию между людьми, возникновению
конфликтной ситуации. В этом случае руководителю
необходимы самообладание и самоконтроль,
т.к. согласно своей роли он находится
обычно в центре конфликта.
Общепризнано, что личность руководителя,
его характерологические особенности
играют немаловажную роль в управленческой
деятельности. Личность — это категория психологии,
обозначающая стабильную и интегральную
систему социально значимых черт, характеризующих
индивида как человека определенной социальной
общности. Структура личности включает
в себя совокупность устойчивых психологических
качеств человека: способность, воля, эмоции,
мотивация и социальные установки. Перечисленные
компоненты присущи каждому человеку
и качественно зависят от социальных отношений
и специфики социальной среды.
Основным способом поведения руководителя
в процессе управленческой деятельности
является непрерывное воздействие на
управляемый объект, коллектив или отдельную
личность. Эффективность этого воздействия
во многом определяется уровнем профессиональной
компетентности руководителя и его личностными
особенностями. К разряду таких особенностей
относится, прежде всего, потребностно-
Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать
препятствия в ситуации реального решения
практических задач и добиваться поставленных
перед собой целей, затрачивая на это энергию
указанной потребности. Успешное достижение
поставленных перед собой целей приводит
к формированию высокой адекватной самооценки,
которая воспринимается окружающими как
уверенность в себе. Переживание успеха,
в т.ч. и профессионального, обладает свойством
эмоционального подкрепления, стимулирует
человека к повторению данного переживания
и, в конечном счете, определяет трансформацию
мотивации достижения цели в мотивацию
стремления к успеху.
Авторитет руководителя и стили руководства:
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.2
Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Мощная поддержка сотрудников
- это ключ к эффективному руководству.
Быть хорошим руководителем - это, прежде
всего, быть в хороших отношениях
с подчиненными. Они имеют самое
верное представление о стиле
вашего руководства. То, как вы выглядите
в их глазах, и объясняет все
ваши успехи и неудачи. Подчиненные
прекрасно отдают себе отчет в
том, какая разница в работе с
плохим и хорошим руководителем.
При хорошем руководстве
При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.
Биографические характеристики. К ним относятся:
1.Возраст руководителя. Пробле
Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.
Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.
2. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.
Но исследователи отмечают,
что в отдельных видах
Исследователи так же определили
еще одно существенное различие между
мужчинами и женщинами
3. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.
Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.3
Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.
Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.
К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.
Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.
Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.
Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.
Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.