Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 06:52, курсовая работа
Моя работа посвящена организации работы с персоналом. С переходом нашей страны на рыночные отношения большое значение при работе с персоналом приобрел экономический фактор, определяющий основные управленческие задачи в этой области, а также средства и методы их практической реализации, направленные на повышение эффективности производства, рост конкурентоспособности организации (предприятия, фирмы). В этих условиях важно не только сформировать штат персонала, определить его численность, профессиональный и квалификационный состав, но и правильно организовать его труд в непосредственной связи с технологией производства, использовать кадровый потенциал в соответствии с квалификацией и уровнем образования.
Введение……………………………………………………4
Теоретическая часть Планирование потребности в административно-управленческом персонале:
Планирование персонала…………………………………7
Виды и уровни кадрового планирования……………….8
Планирование и подготовка резерва административно-управленческого персонала…………………………………………………….11
Нормы управляемости…………………………………….13
Расчет в потребности персонала………………………..16
Оптимизация численности сотрудников………………..22
Лидерские качества личности:
Трудовой коллектив………………………………………..31
Личность……………………………………………………...33
Индивидуальность………………………………………….35
Темперамент личности…………………………………….38
Психогеометрическая типология С. Деллингер……….43
Типы людей и локус контроля Дж. Роттера…………….48
Фундаментальная типология индивидуальности………51
Профпригодность личности в соответствии с изучаемой
типологией……………………………………………………56
Качества личности руководителя…………………………60
Авторитет руководителя и стили руководства………….64
Культура речи и правила общения с людьми………….71
Практическая часть:
Информация о предприятии………………………………75
Этапы проведения прикладных исследований……….77
Лидерские качества личности……………………………84
Выводы по практической части………………………….87
Заключение по курсовой работе:
Влияние лидерских качеств личности на карьерный рост
сотрудников…………………………………………………..89
Список литературы………………………………………….90
· Располагать к себе слушателей
· Получить навыки работы с возражениями из аудитории и работы с наиболее сложными вопросами слушателей
· Контролировать аудиторию и самого себя, справляться с волнением
Содержание тренинга:
1. Анализ целей и приоритетов презентации (что вы хотите от презентации)
2. Критерии успеха презентации
3. Характеристика аудитории и выработка «правильной» аргументации
4. Техника публичных выступлений
5. Как сделать заранее подготовленное выступление живым. «Вкусные» истории
6. Саморегуляция: как справиться со «страхом сцены»
7. Как справляться с «трудной» аудиторией, продумывание контраргументов для работы с возражениями
8. Искусство импровизации и интерактивна: вовлечение аудитории - первый шаг к достижению целей презентации. Работа с вопросами. Работа с возражениями
9. Техника на презентации: как эффективно использовать и органично сочетать текст, аудио, видео и перформанс на презентации.
10. Эффективное завершение презентации: как создать желание продолжать контакт и инициировать активность аудитории.
Лидерские качества личности:
Чтобы стать лидером необходимо
обладать или развить в себе определенный
набор качеств и черт характера. Лидерские качества по-разному влияют на процесс
развития и становления личности лидера.
Но выделить одно-два качества, оказывающих
главное воздействие, невозможно.
В жизни любого лидера рано или поздно
возникают такие ситуации, когда могут
понадобиться любые лидерские качества,
представленные ниже..
К тому же лидер сталкивается с разносторонними
проблемами и задачами и для их решения
необходим широкий спектр лидерских качеств,
который и позволит в итоге добиться желаемого
результата.
Поэтому предлагаю список, который содержит
21 пункт и раскроет основные лидерские
качества, развитие которых позволит вам
стать настоящим лидером.
1. Быть Лидером в Своей жизни - Умея управлять
своей жизнью, мотивировать себя, ставить
самому себе цели и предпринимать для
их реализации действия - это первый шаг
к лидерству. Именно это лидерское качество
будет служить фундаментом ваших дальнейших
успехов.
2. Перспективное видение – это лидерское
качество требует постоянного развития
и тренировки. Чем больше у вас будет знаний
и опыта, тем лучше и достоверней вы сможете
представить будущие события.
3. Открытость – Развитие лидера идет постоянно.
Каждый день он получает новую информацию,
общается с людьми, принимает решения
- для эффективной реализации открытость
просто необходима. Если сравнивать все
лидерские качества, то открытость одно
из самых важных.
4. Мужество – Это пожалуй второе по важности
лидерское качество. Умение контролировать
свой страх и действовать вопреки страху
– вот что такое мужество лидера. Бояться
все, но успеха добиваются те, кто продолжает
идти к своей цели.
5. Решительность – жизнь любого человека
ограничена. Поэтому лидеры не тратят
времени зря на пустые разговоры. Если
недостаточно информации для принятия
решения они сделают все для ее получения
и продолжат действовать.
6. Энергичность – одно из основополагающих лидерских качеств. Жизнь лидера требует огромных
эмоциональных и физических затрат. И
чтобы выдерживать это – сильная энергетика
просто необходима.
7. Позитивныйвгляд на вещи – Проблемы
возникают у всех и всегда. Не ошибается
только тот, кто ничего не делает. Позитивность
помогает лидеру сосредоточиться на поиске
решения, а не нахождении виноватых.
8.Умение слушать других – никто не может
быть специалистом во всех областях сразу.
И лидер это понимают. Сила лидера – в
умении найти экспертов и организовать
их во благо общего дела. Этот пункт также
можно занести в самые важные лидерские
качества.
9. Внимательность и критическая настроенность
– Лидеры тщательно собирают факты и проверяют
всю информацию. Любое дело может погубить
одна малая деталь.
10. Уверенность и спокойствие – хладнокровие
помогает лидеру сосредоточиться на поиске
решения. Оно контролирует эмоции и не
дает им влиять на процесс принятия решения.
11. Гибкость и чувствительность – Наш
мир изменчив. И скорость перемен с каждым
годом возрастает. То, что работало 5 лет
назад, сегодня уже неэффективно. Для постоянного
роста необходимо постоянно вносить коррективы
и развивать лидерские качества.
12. Ориентированность на результат – Большего
успеха достигает тот, кто добивается
больших результатов. Важно не то, как
вы это сделали, а чего вы добились. И именно
ваши результаты и будут двигать вас к
успеху.
13. Умение признавать свои ошибки – Лидеры
тоже ошибаются. Но они умеют признавать
это перед другими людьми. Что позволяет
продолжить движение вперед. Если брать
все лидерские качества, то по важности
это на первом месте.
14. Способность постоянно учиться – Изменчивость
мира привела к тому, что знания устаревают
с потрясающей скоростью. Получение новых
знаний и навыков позволит вам повысить
своюконкурентноспособность. Новые знания
помогут развивать новые лидерские качества.
15. Правильная самооценка – Лидер четко
осознает, что он может, а что нет. И сосредотачивает
свои усилия на том, что у него лучше получается.
Тем самым увеличивается его эффективность,
что позволяет добиваться лучших результатов.
16 Страсть к работе – Лидер любит свое
дело. Эта страсть позволяет поддерживать
интерес к тому, что он делает, увеличивает
его эффективность и результативность.
Данный пункт позволяет развивать все
остальные лидерские качества.
17. Умеет зажигать людей – Лидер без соратников
не лидер. Научившись мотивировать самого
себя, лидер приобретает способность зажигать
в людях огонь желания и действий, мотивируя
их на выполнение своих целей и задач.
И благодаря этому лидерскому качеству
можно достичь очень и очень много.
18. Харизматичность – помогает притягивать
необходимых людей. Для больших достижений
требуется эффективная команда. И лидер
умеет ее создавать.
19. Сфокуссированность – это лидерское
качество позволяет вычленять среди дел
самое главное и сосредотачивают на нем
все свое внимание.
20. Компетентность - способность лидера
сформулировать то, что нужно, спланировать
то, что нужно, и сделать то, что нужно,
причем таким образом, когда другим ясно,
что вам известно, как надо поступать,
и им ясно, что они хотят следовать за вами.
По важности из лидерских качеств это
на втором месте.
21. Щедрость - Мерилом величия
лидера является не число
Выводы по практической части:
В ходе курсовой работы были проведены
исследования теоретических аспектов
управления персоналом, выявлена психология
управления персоналом.
Так, подводя итог всей работы, хочется
отметить следующие важные моменты:
Исторический аспект науки управления
персоналом, ориентированной главным
образом на организации, которые работают
в условиях рынка, насчитывает уже более
века. России еще предстоит выработать
стратегию и определиться с выбором пути
собственного развития в этой области.
Однако, необходимо отметить, что такое
развитие обязательно должно осуществляться
с учетом национально-культурных и исторических
традиций нашей страны.
Было бы нерациональным любое проявление
крайностей в виде слепого заимствования
того или иного из уже известных подходов,
разработанных зарубежными учеными, психологами
и специалистами.
Сегодняшняя ситуация позволяет учесть
все то важное, что оправдало себя в жизни
и что является наиболее приемлемым для
нашей действительности. Кроме того, необходимо
помнить и о том, что накоплено к настоящему
времени в западном опыте управления персоналом.
Самой характерной особенностью развития
методик управления персоналом стала
их последовательная и все нарастающая
психологизация. Сегодня профессиональная
подготовка руководителей любого уровня
не может считаться полноценной, если
она ограничивается познаниями лишь одной
сферы, например, экономической, финансовой,
юридической и т.д.
Несмотря на те особенности, которые используются
в подходе к подготовке руководителей
в университетах, бизнес-школах, специализированных
учебных центрах, однако, общим для них
становится одно - акцент на психологическом
образовании. Так, будущих и нынешних руководителей
и управленцев обучают применять в своей
работе психологические технологии, которые
будут способствовать корректному и эффективному
управлению персоналом и ведению бизнеса.
Этим обстоятельством объясняется достаточно
быстро оформляющаяся в новейшее время
область исследований по психологии менеджмента.
Таким образом, можно предположить, что
роль психологического фактора в профессиональной
деятельности руководителя будет усиливаться.
В данной курсовой работе было выявлено,
что психология управления персоналом
включает в себя ряд психологических методов,
таких как:
· мотивация и стимулирование персонала;
· методы комплектования малых групп и
коллективов;
· методы гуманизации труда;
· методы психологического побуждения
(мотивации);
· методы профессионального отбора и обучения.
Перечисленные психологические методы
могут использоваться руководителем предприятия
или специалистом по кадрам.
Важным этапом в написании работы стала
практическая часть. Так, для практической
части работы был выбран метод, предназначен
для формирования у работников инициативы,
предприимчивости, стремление к высокопроизводительному
и качественному труду. Итогом проведения
соревнования стало, то, что руководство
предприятия позволило создать условия,
при которых люди испытывали бы профессиональную
гордость за то, что лучше других могут
справиться с порученной работой, личную
ответственность за её результаты; обеспечение
возможностей каждому на
своем рабочем месте показать свои способности,
выразить себя в труде. Итак, подводя итог
курсовой работе, хочется отметить, что
в рамках одной работы невозможно рассмотреть
столь обширную и высокозначимую для сегодняшнего
руководителя тему.
Однако, несмотря на это, работа носит
высокую практическую значимость и может
применяться в качестве теоретического
и практического пособия руководителями
различных предприятия, а также частными
предпринимателями, для улучшения кадровой
политики своей компании.
Влияние лидерских качеств личности на карьерный рост
сотрудников:
Проблема лидерства, влияния и власти будет актуальна во все времена. Вопросам лидерства уделяется повышенное внимание во всех организациях. Этой теме посвящено огромное количество книг, статей и исследований.
Если сравнивать лидерство
с руководством, то можно лучше
понять его природу. Быть менеджером
и быть лидером в организации
– это две разные вещи. Менеджер,
влияя на работу подчиненных и
строя отношения с ними, прежде
всего, использует должностную основу
власти. Лидерство же основывается
больше на процессе социального воздействия.
В отличие от руководства, лидерство
предполагает наличие в организации
последователей, а не подчиненных. Соответственно
отношения «начальник – подчиненный»,
которые свойственны
Людей, имеющих власть в
организации, можно разделить на
три группы: формальный лидер, неформальный
лидер и формальный руководитель.
Формальный лидер имеет полный набор
инструментов влияния, а значит, имеет
больший шанс на успех. Имеются две
противоположные позиции
Лидерство, так же как
и управление, является в некоторой
степени искусством. Возможно, это
и есть причина того, почему исследователям
до сих пор не удалось разработать
единую теорию. Стиль руководства
напрямую зависит от ситуации. В
некоторых из них менеджер добивается
эффективности, проявляя заботу и оказывая
поддержку, в других руководитель допускает
подчиненных к участию в
На основании проведённого мной исследования можно заявить, что цель курсовой работы достигнута, и гипотеза подтвердилась. Выявилась зависимость между лидерскими качествами и стилем управления этого человека. Эта зависимость проявляется в следующем: если человек, у которого ярко выражены лидерские качества и он лидер не только по своей должности на службе, но и лидер по «жизни», то в стиле управления этого человека будет преобладать авторитарный стиль. Но самое главное при таком стиле управления не выходить за рамки «допустимой жёсткости».
Список литературы:
Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Управление персоналом. M., 1999
Э. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Москва-Новосибирск, 1998
Ю. Мескон M. Основы менеджмента,M., Дело, 1992
Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы.- Казань, Изд-во КФЭИ, 1994
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. -M., изд-во МГУ, 1991
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- M.,Наука, 1962
Управление - это наука и искусство (А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд).- M., Республика, 1992
Управление персоналом (под ред. Зайцева Г.Г.).- СПб, изд-во СПб УЭФ, 1995
Файоль А. Общее и промышленное управление (пер. С франц.).- M., Контроллинг, 1992
Фаллер Г. Энциклопедия современного управления т. 1 (пер. с англ.).- M., ВИПКэнерго, 1992
Фаллер Г. Энциклопедия современного управления, т. 2. Организация как функция управления (пер. с англ.).- M., ВИПКэнерго, 1992
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения (пер. с. англ.).- M., Финансы м статистика, 1989
Цандлер Э. Практика управления: опыт современного менеджмента предприятий ФРГ (пер. с нем. В.П. Воронькова). - Обнинск, Титул, 1992
Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности (пер. с англ.).- М., Экономика, 1992
Абрамова Г.С. Практическая
психология. Учебник для студентов.
- М.: 2004.
ГодфруаЖ. Что такое психология. Т. 1. - М.:
1992.
Немов Р.С. Общая психология. Т. 1. - М.: 2003.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология
/ Учебник для студентов. - М.: 2002.
Психология. / Словарь. - М.: 1990.
Приложение:
Психогеометрическая типология С. Деллингер
Инструкция:
«Посмотрите на пять фигур
(квадрат, треугольник, прямоугольник,
круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги.
Выберите из них ту, в отношении которой
Вы можете сказать: это - "Я"! Постарайтесь
почувствовать свою форму. Если Вы испытываете
сильное затруднение, выберите из фигур
ту, которая первой привлекла Вас. Запишите
ее название под №1. Теперь проранжируйте
оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего
предпочтения и запишите их названия под
соответствующими номерами».
1. Квадрат
2. Прямоугольник
3. Треугольник
4. Зигзаг
5. Круг
Проективная методика
исследования личности. Опубликована
С. Деллингер в 1989г.
Стимульный материал теста
состоит из пяти геометрических фигур:
квадрат, прямоугольник, треугольник,
зигзаг и круг. Обследуемому предлагают
«почувствовать свою форму» и выбрать
ту фигуру, о которой можно сказать: «это
- Я» (или ту, которая первой привлекла
внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются
в порядке предпочтения.
При интерпретации результатов
автор предполагает исходить из символического
значения формы используемых стимулов:
1. «Квадраты» - люди трудолюбивые,
усердные, выносливые, ценят порядок, склонны
к анализу, пристрастны к деталям, рациональны
и эмоционально сдержанны.
2. «Прямоугольники» - люди
непоследовательные с непредсказуемыми
поступками, их основным психическим состоянием
является более или менее осознаваемое
состояние замешательства, запутанности
в проблемах и неопределенности в отношении
себя на данный момент времени.
3. «Треугольники» - люди,
рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны,
неудержимы, честолюбивы, ставят ясные
цели и, как правило, достигают их.
4. «Зигзаги» - люди-творцы
с развитой интуицией, доминирующий стиль
мышления - синтетический, они устремлены
в будущее и больше интересуются возможностями,
чем действительностью.
5. «Круги» - люди доброжелательные,
искренне заинтересованные в хороших
межличностных отношениях, их высшая ценность
- люди, их благополучие.
Согласно автору, личность
нередко описывается комбинацией двух
или даже трех форм, однако важно выяснить,
какая из них является доминантной, а какая
подчиненной. В качестве теоретических
предпосылок, лежащих в основе той науки,
которую С. Деллингер определяет как психогеометрию,
названы учение К. Юнга о психических типах
и представления о функциональной асимметрии
полушарий головного мозга.
Сведения о валидности
и надежности теста отсутствуют. В литературе
чаще встречаются некритические (конъюктурные)
заявления по поводу возможностей методики
(например:Психогеометрия - уникальная
практическая система анализа личности,
которая позволяет:
1) мгновенно определить
форму или тип, (хотя здесь есть различия)
личности интересующего Вас человека
и, естественно, Вашу собственную форму;
2) дать подробную характеристику
личных качеств и особенностей поведения
любого человека на обыденном, понятном
каждому языке;
3) составить сценарий
поведения для каждой формы личности в
типичных ситуациях.Точность диагностики
с помощью психогеометрического метода
достигает 85%!)
Реальная научная работа
начата российскими психологами, попытавшимися
установить связь теста с показателями
ряда личностных опросников и Равена прогрессивных
матриц. Сообщается о том, что почти все
результаты сравнительного анализа «подтверждают
психологические характеристики геометрических
форм личности» (А. А. Алексеев, Л. А. Громова,
1991). Методику рекомендуется использовать
в практике психологического консультирования.
Анализ
Интерпретация.
Первая фигура – является
основной фигурой или субъективной формой
испытуемого. Она дает возможность определить
главные, доминирующие черты характера
и особенности поведения.
Остальные четыре фигуры
- это своеобразные модуляторы, которые
могут окрашивать ведущую мелодию поведения
испытуемого.
Последняя фигура указывает
на форму человека, взаимодействие с которым
будет представлять для итспытуемого
наибольшие трудности.
Краткая психологическая
характеристика основных типов личности
Квадрат
Если Вашей основной формой
оказался Квадрат, то вы — неутомимый
труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее
добиваться завершения работы, — вот чем,
прежде всего, знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность
обычно делают Квадрата высококлассным
специалистом в своей области. Этому способствует
неутолимая потребность области. Этому
способствует и неутолимая потребность
в информации. Квадраты — коллекционеры
всевозможных данных. Все сведения систематизированы,
разложены по полочкам. Квадрат способен
выдать необходимую информацию моментально.
Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами,
по крайней мере, в своей области.
Мыслительный анализ —
сильная сторона Квадрата. Если вы твердо
выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную,
то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным"
мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает
данные, говоря языком информатики, в последовательном
формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее
"вычисляют" результат, чем догадываются
о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны
к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда
заведенный порядок. Идеал Квадрата - распланированная,
предсказуемая жизнь, и ему не по душе
"сюрпризы" и изменения привычного
хода событий. Он постоянно "упорядочивает",
организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют
тому, что Квадраты могут стать (и становятся!)
отличными администраторами, исполнителями,
но... увы, редко бывают хорошими распорядителями,
менеджерами. Чрезмерное пристрастие
к деталям, потребность в дополнительной,
уточняющей информации для принятия решения
лишает Квадрата оперативности. Аккуратность,
порядок, соблюдение правил и приличий
могут развиться до парализующей крайности.
И когда приходит время принимать решение,
особенно связанное с риском, с возможной
потерей статус-кво, Квадраты вольно или
невольно затягивают его принятие.
Кроме того, рациональность,
эмоциональная сухость и холодность мешают
Квадратам быстро устанавливать контакты
с разными лицами. Квадрат неэффективно
действует в аморфной ситуации.
Треугольник
Эта форма символизирует
лидерство и многие Треугольники ощущают
в этом свое предназначение. Самая характерная
особенность истинного Треугольника —
способность концентрироваться на главной
цели. Треугольники — энергичные, неудержимые,
сильные личности, которые ставят ясные
цели и, как правило, достигают их!
Они, как и их родственники
— Квадраты, относятся к линейным формам
и в тенденции также являются "левополушарными"
мыслителями, способными глубоко и быстро
анализировать ситуацию. Однако в противоположность
Квадратам, ориентированным на детали.
Треугольники сосредотачиваются на главном,
на сути проблемы. Их сильная прагматическая
ориентация направляет мыслительный анализ
и ограничивает его поиском эффективного
(и часто эффективного) в данных условиях
решения проблемы.
Треугольник — это очень
уверенный человек, который хочет быть
правым во всем! Сильная потребность быть
правым и управлять положением дел, решать
не только за себя, но и, по возможности,
задругих делает Треугольника личностью,
постоянно соперничающей, конкурирующей
с другими. Доминирующая установка в любом
деле — это установка на победу, выигрыш,
успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым
и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии
решений.
Треугольники очень не
любят оказываться неправыми и с большим
трудом признают свои ошибки. Можно сказать,
что они видят то, что хотят видеть, поэтому
не любят менять свои решения, часто бывают
категоричны, не признают возражений и
в большинстве случаев поступят по-своему.
Однако они весьма успешно учатся тому,
что соответствует их прагматической
ориентации, способствует достижению
главных целей, и впитывают, как губка,
полезную информацию.
Треугольники — честолюбивы.
Если делом чести для Квадрата является
достижение высшего качества выполняемой
работы, то треугольник стремится достичь
высокого положения, приобрести высокий
статус, иначе говоря — сделать карьеру.
Прежде чем взяться за дело или принять
решение, Треугольник сознательно или
бессознательно ставит перед собой вопрос:
"А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников
получаются великолепные менеджеры на
самом "высоком" уровне управления.
Они прекрасно умеют представить вышестоящему
руководству значимость собственной работы
и работы своих подчиненных, за версту
чувствуют выгодное дело и в борьбе за
него могут "столкнуть лбами" своих
противников. Главное отрицательное качество
"треугольной" формы: сильный эгоцентризм,
направленность на себя. Треугольники
на пути к вершинам власти не проявляют
особой щепетильности в отношении моральных
норм и могут идти к своей цели по головам
других. Это характерно для "зарвавшихся"
Треугольников, которых никто вовремя
не остановил. Треугольники заставляют
все и всех вращаться вокруг себя, без
них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник
Символизирует состояние
перехода и изменения. Это временная форма
личности, которую могут "носит" остальные
четыре сравнительно устойчивые фигуры
в определенные периоды жизни. Это — люди,
не удовлетворенные тем образом жизни,
который они ведут сейчас, и поэтому занятые
поисками лучшего положения. Причины прямоугольного
состояния могут быть самыми различными,
но объединяет их одно — значимость изменений
для определенного человека.
Основным психическим
состоянием Прямоугольника является более
или менее осознаваемое состояние замешательства,
запутанности в проблемах и неопределенности
в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные
черты Прямоугольников — непоследовательность
и непредсказуемость поступков в течение
переходного периода. Прямоугольники
могут сильно меняться изо дня в день и
даже в пределах одного дня! Они имеют,
как правило, низкую самооценку, стремятся
стать лучше в чем-то, ищут новые методы
работы, стиля жизни. Если внимательно
присмотреться к поведению Прямоугольника,
то можно заметить, что он примеряет в
течение всего периода одежду других форм:
"треугольную", "круглую" и т.д.
Молниеносные, крутые и непредсказуемые
изменения в поведении. Прямоугольники
обычно смущают и настораживают других
людей, и они могут сознательно уклоняться
от контактов с "человеком без стержня".
Прямоугольникам общение с другими людьми
просто необходимо, и в этом заключается
еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее, как и у всех
людей, у Прямоугольников обнаруживаются
позитивные качества, привлекающие к ним
окружающих. Это, прежде всего, — любознательность,
пытливость, живой интерес ко всему происходящему
и... смелость! Прямоугольники пытаются
делать то, что никогда раньше не делали;
задают вопросы, на что прежде у них не
хватало духу. В данный период они открыты
для новых идей, ценностей, способов мышления
и жизни, легко усваивают все новое. Правда,
оборотной стороной этого является чрезмерная
доверчивость, внушаемость, наивность.
Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.
"Прямоугольность" —всего лишь стадия.
Она пройдет!
Круг
Это мифологический символ
гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его,
искренне заинтересован в хороших межличностных
отношениях. Высшая ценность для Круга
— люди, их благополучие. Круг — самый
доброжелательный из пяти форм. Он чаще
всего служит тем "клеем", который
скрепляет и рабочий коллектив, и семью,
т.е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие
коммуникаторы среди пяти форм, прежде
всего потому, что они лучшие слушатели,
они обладают высокой чувствительностью,
развитой эмпатией — способностью сопереживать,
сочувствовать, эмоционально отзываться
на переживания другого человека. Круг
ощущает чужую радость и чувствует чужую
боль как свою собственную. Естественно,
что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно
"читают" людей и в одну минуту способны
распознать притворщика, обманщика. Круги
"болеют" за свой коллектив и высокопопулярны
среди коллег по работе. Однако они, как
правило, слабые менеджеры и руководители
в сфере бизнеса.
Во-первых, Круги, в силу
их направленности скорее на людей, чем
на дело, слишком уж стараются угодить
каждому. Они пытаются сохранить мир и
ради этого иногда избегают занимать "твердую"
позицию и принимать непопулярные решения.
Для Круга нет ничего более тяжелого, чем
вступать в межличностный конфликт. Круг
счастлив тогда, когда все ладят друг с
другом. Поэтому, когда у Круга возникает
с кем-то конфликт, наиболее вероятно,
что именно круг уступит первым.
Во-вторых, Круги не отличаются
решительностью, слабы в "политических
играх" и часто не могут подать себя
и свою "команду" должным образом.
Все это ведет к тому, что над Кругами часто
берут верх! Более сильные личности, например.
Треугольники. Круги, кажется, не слишком
беспокоятся о том, в чьих руках будет
находиться власть. Лишь бы все были довольны
и кругом царил мир. Однако в одном Круги
проявляют завидную твердость. Если дело
касается вопросов морали или нарушения
справедливости.
Круг — это нелинейная
форма, и те, кто уверенно идентифицирует
себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным"
мыслителям. Правополушарное мышление—более
образное, интуитивное, эмоционально окрашенное,
скорее интегративное, чем анализирующее.
Поэтому переработка информации у Кругов
осуществляется не в последовательном
формате, а скорее мозаично, прорывами,
с пропуском отдельных звеньев. Это не
означает, что Круги не в ладах с логикой,
просто формализмы у них не получают приоритета
в решении жизненных проблем. Главные
черты их стиля мышления — ориентация
на субъективные факторы проблемы (ценности,
оценки, чувства и т.д.) и стремление найти
общее даже в противоположных точках зрения.
Можно сказать, что Круг — прирожденный
психолог. Однако, чтобы стать во главе
серьезного, крупного бизнеса. Кругу не
хватает "левополушарных" организационных
навыков своих "линейных братьев"
— Треугольника и Квадрата.
Зигзаг
Эта фигура символизирует
креативность, творчество, хотя бы потому,
что она самая уникальная из пяти фигур
и единственная разомкнутая фигура. Если
Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной
формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный"
мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные
формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему
родственнику — Кругу, только еще в большей
степени. Вам свойственна образность,
интуитивность, интегративность, мозаичность.
Строгая последовательная дедукция —
это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает
отчаянные прыжки: от а... к... я! Поэтому
многим линейным, "левополушарным"
трудно понять Зигзагов. "Правополушарное"
мышление не фиксируется на деталях, поэтому
оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет
строить целостные, гармоничные концепции
и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно
имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления
Зигзага чаше всего является синтетический
стиль. Комбинирование абсолютно различных,
несходных идей и создание на этой основе
чего-то нового, оригинального — вот что
нравится Зигзагам. В отличие от Кругов,
Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе
и добиваются синтеза не путем уступок,
а наоборот —заострением конфликта идей
и построением новой концепции, в которой
этот конфликт получает свое разрешение,
"снимается". Причем, используя свое
природное остроумие, они могут быть весьма
язвительными, "открывая глаза другим"
на возможность нового решения. Зигзаги
склонны видеть мир постоянно меняющимся.
По этой причине нет ничего более скучного
для них, чем никогда не изменяющиеся вещи,
рутина, шаблон, правила и инструкции,
статус-кво или люди, всегда соглашающиеся
или делающие вид, что соглашаются.
Зигзаги просто не могут
продуктивно трудиться в хорошо структурированных
ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные
и горизонтальные связи, строго фиксированные
обязанности и постоянные способы работы.
Им необходимо иметь большое разнообразие
и высокий уровень стимуляции на рабочем
месте. Они также хотят быть независимыми
от других в своей работе. Тогда Зигзаг
оживает и начинает выполнять свое основное
назначение — генерировать новые идеи
и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются
способами, при помощи которых вещи делаются
в данный момент или делались в прошлом.
Зигзаги устремлены в будущее и больше
интересуются возможностью, чем действительностью.
Мир идей для них также реален, как мир
вещей для остальных. Немалую часть жизни
они проводят в этом идеальном мире, отсюда
и берут начало такие их черты, как непрактичность,
нереалистичность и наивность.
Зигзаг — самый восторженный,
самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда
у него появляется новая и интересная
мысль, он готов поведать ее всему миру!
Зигзаги — неутомимые проповедники своих
идей и способны мотивировать всех вокруг
себя. Однако им не хватает политичности:
они несдержанны, очень экспрессивны ("режут
правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью,
часто мешает им проводить свои идеи в
жизнь. К тому же, они не сильны в проработке
конкретных деталей (без чего материализация
идеи невозможна) и не слишком настойчивы
в доведении дела до конца (так как с утратой
новизны теряется и интерес к идее).
Типы людей и локус контроля Дж. Роттера
№ |
Вариант "а" |
Вариант "б" |
1 |
Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. |
В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2 |
Многие неудачи происходят от невезения. |
Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3 |
Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. |
Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4 |
В конце концов к людям приходит заслуженное признание. |
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5 |
Мнение, что преподаватели |
Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6 |
Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. |
Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7 |
Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. |
Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8 |
Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. |
Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9 |
Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». |
По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
10 |
Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. |
Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11 |
Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. |
Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12 |
Каждый гражданин может |
Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13 |
Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. |
Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14 |
Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. |
В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 |
Осуществление моих желаний не связано с везением. |
Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16 |
Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. |
Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 |
Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. |
Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 |
Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. |
На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 |
Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. |
Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 |
Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. |
Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 |
В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. |
Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22 |
Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. |
Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 |
Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. |
Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24 |
Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. |
Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25 |
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. |
Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26 |
Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. |
Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 |
Характер человека зависит главным образом от его силы воли, |
Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28 |
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. |
Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 |
Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. |
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |