Понятие конфликта. Виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Конфликты играют важную роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности общества в целом. Конфликтом, в самом что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Понятие о конфликте 3
3. Межличностный конфликт 5
4. Структура, стороны и условия протекания конфликта. 8
5. Динамика конфликта 10
6. Функции конфликта 15
7. Пути преодоления конфликта 19
8. Заключение 25
9. Литература 27

Файлы: 1 файл

Межличностный конфликт.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Введение                                                                                                                2

2.      Понятие о конфликте                                                                                    3

3.      Межличностный конфликт                                                                      5

4.      Структура, стороны и условия протекания конфликта.              8             

5.      Динамика конфликта                                                                                    10

6.      Функции конфликта                                                                                    15

7.      Пути преодоления конфликта                                                                      19

8.      Заключение                                                                                                                 25

9.      Литература                                                                                                                27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликты играют важную роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности общества в целом. Конфликтом, в самом что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон. Однако жизнь доказывает нам на каждом шагу, что конфликты сопровождают все наше существование в тех или иных формах, и полностью от них избавиться вряд ли представляется возможным. Мы устроены, к сожалению, весьма несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих "подставить другую щеку" не множится. В неприятностях и конфликтах всегда виноваты обе стороны. По­этому надо научиться в целях сохранения нормальных деловых отно­шений разделять ответственность и брать на себя определенную долю вины за случившееся. Не следует сразу обвинять другого, прежде кри­тически оцените свое поведение. Если же обвиняют вас, то принимайте вину на себя (когда вы действительно сделали промах). Этим вы обе­зоружите обвиняющих: они ожидали, что все будет иначе, и им уже приходится как бы вас защищать, действуя по правилу: «Это может случиться с каждым».

Любой конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сто­ронами (отдельными людьми или группами людей), в результате чего они не могут нормально удовлетворять свои потребности. В основе кон­фликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ

 

Понятия конфликтологии:

1. Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это  субъекты  (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные  во все   фазы   конфликта   (конфликтную   ситуацию,   инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание  одних  и  тех  же  событий,  связанных  с деятельностью другой стороны.

Оппонент  –  это  участник  конфликтной  ситуации,  имеющий  точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от  основных, исходных или по сравнению с вашими.

Сильный оппонент  –  это  оппонент,  который  имеет  более  высокий  уровень знаний, умений, способностей и личностных  качеств  в  сравнении  с  другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает  и  вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

2. Объект  конфликта  –  это  предмет,  явление,  событие,  проблемы,  цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

3.  Конфликтная   ситуация   –   это   ситуация   скрытого   или   открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон),  каждый  из  которых имеет свои цели, мотивы,  средства  и  способы  решения  личностно  значимой проблемы.

4. Инцидент – это практические (конфликтные)  действия  участников  (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью  поступков и направлены на  обязательное  овладение  объектом  обостренного  встречного интереса.

 

              Сущность конфликта

Конфликт – это  резкое  обострение  противоречий  (конфликтная  ситуация)  и столкновение (инцидент) двух или более  участников  (субъектов)  в  процессе решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для  каждой из сторон.

 

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент.

Усиление конфликта –  это  процесс  обострения  противоречия  и  борьба  его участников.

Затухание  конфликта  –  это  процесс   затухания   борьбы   и   постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом про­тиворечий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противо­речий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Чаще всего люди, конфликтующие со своими близкими, колле­гами и начальниками, склонны искать причину этого в особенностях характера или некоторых изъянах другой стороны. Упоминаемая ранее фундаментальная ошибка атрибуции состоит в том, что люди склонны объяснять поведение других их личными качествами — уровнем интеллекта, способностями, мотивацией, отношениями и другими характеристиками. Существуют следующие четыре источ­ника межличностного конфликта:

1) индивидуальные различия, зависящие от полученного воспитания, образования, опыта, культурных и семейных традиций, процессов социализации (эти различия могут служить источником конфликтов, и разногласие по поводу, кто прав с точки зрения фактов, часто перерастает в жесткий эмоциональный спор о том, кто прав с мораль­ной точки зрения);

2) дефицит информации (здесь конфликт возникает из-за комму­никационных нарушений в организации, когда участники обладают разной и, может быть, неправильной информацией; если этот вопрос своевременно отрегулировать, участники конфликта редко сохраняют чувство обиды);

3) несовместимость ролей (в современных многофункциональных организациях функции и задачи многих менеджеров являются взаи­мозависимыми, однако их личные роли могут оказаться несовмес­тимыми: к примеру, менеджер по продажам может пообещать по­купателям такие сроки поставки, которые несовместимы с низким уровнем товарных запасов, поддерживаемым менеджером по произ­водству; возникающий в этом случае конфликт, вызванный несо­вместимостью ролей, очевидно, должен разрешаться руководителем более высокого уровня);

4) стресс, обусловленный внешней средой (все описанные выше ис­точники конфликтов могут дополняться окружающей обстановкой, способствующей созданию стресса (например, нехватка ресурсов, сокращение штатов, возрастающая конкуренция, нарушения постав­щиков, высокого уровня неопределенности и т.п.).

Другим аспектом межличностного конфликта являются движу­щие силы и ответные реакции людей при их взаимодействии, кото­рые можно отнести к одному из следующих пяти типов:

1)                 применение силы (высокая настойчивость и практически пол­ное отсутствие склонности к сотрудничеству);

2)                 приспособление (низкая настойчивость, склонность к сотрудни­честву);

3)                 избежание (невысокая настойчивость, низкая склонность к со­трудничеству);

4)                 компромисс (средний уровень настойчивости и сктонности к сотрудничеству);

5)                 сотрудничество (высокий уровень настойчивости и высокая склонность к сотрудничеству).

Другой хорошо известной схемой анализа движущих сил межлич­ностного поведения людей является модель «окно Джохары» (рис 4.5), разработанная Джозефом Лафтом и Гарри Ингэмом (отсюда и на­звание модели из части их имен Josef и Harri — Johari), помогающая выделить ряд стилей межличностных отношений, показывающая, к чему они ведут, и предлагающая способы интерпретации конфликтов. Если рассматривать двух людей, обозначив их через «Я» и «Вы», то существуют конкретные вещи, которые человек знает о себе и других, но есть и то, чего он не знает. Эти ситуации отображаются четырьмя ячейками «окна Джохари»:

а)              открытое «Я» (человек знает и о себе, и о других, он открыт в общении, совместим с другими, и нет необходимости в за­нятии защитной позиции);

б)              скрытое «Я» (человек знает себя, но не знает другого человека, из-за чего старается защититься от другого человека, опасаясь
его ответной реакции; человек может скрывать свои истинные
чувства и отношение и он не будет открываться перед другим,
при этом есть возможность возникновения межличностного
конфликта);

в)              слепое «Я» (человек знает о других, но не знает чего-то о себе; он может неумышленно раздражать других людей, которые
могли бы сказать ему об этом, но, вполне возможно, боятся
задеть его чувства; здесь есть потенциальная угроза конфликта);

г)              неизвестное «Я» (человек не знает ни о себе, ни о других; уро­вень неправильного понимания здесь очень высок, и это, по
всей вероятности, вызовет конфликт).

В целом окно Джохари лишь указывает на возможные стили межличностного общения, не давая точного описания, и помогает анализировать возможные межличностные конфликты.

 

«Я» знает о других

«Я» не знает о других

«Я» знает о себе

1

Открытое “Я”

2

Скрытое “Я”

«Я» не знает о себе

3

Слепое “Я”

4

Неизвестное “Я”

      Рис. 4.5. Окно Джохари для анализа межличностных отношений

Один из путей уменьшения скрытого «Я» и увеличения откры­того «Я» — процесс самораскрытия человека, когда он становится более доверчивым по отношению к другим и раскрывает информацию о себе, снижая тем самым вероятность возникновения конфликта. Однако самораскрытие — определенный риск для человека, и резуль­таты должны оправдывать такой риск. Чтобы человек смог уменьшить слепое «Я» и увеличить открытое «Я», другие люди должны предос­тавить ему обратную связь, и человек должен ее использовать.

Информация о работе Понятие конфликта. Виды конфликтов