Понятие конфликта. Виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Конфликты играют важную роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности общества в целом. Конфликтом, в самом что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Понятие о конфликте 3
3. Межличностный конфликт 5
4. Структура, стороны и условия протекания конфликта. 8
5. Динамика конфликта 10
6. Функции конфликта 15
7. Пути преодоления конфликта 19
8. Заключение 25
9. Литература 27

Файлы: 1 файл

Межличностный конфликт.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Разрешение конфликта посредством изменения образов, имею­щихся у сторон, — особенно интересный для социального психолога случай. Подобное разрешение конфликта (полное или частичное) предполагает прежде всего переструктурирование имеющихся цен­ностей, мотивов, установок, а также принятие новых, и поэтому здесь уместен весь арсенал средств, разрабатываемых социальной пси­хологией для этих целей.

Заключая рассмотрение динамики конфликта, уместно отметить также следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно ди­намики конфликта не следует понимать в том смысле, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий. Например, сложившаяся объективная конфликтная ситуация может остаться незамеченной, не воспринятой сторонами. В этом случае кон­фликт ограничится своей первой стадией и останется на уровне по­тенциального. С другой стороны, стадия восприятия ситуации как конфликтной может наступить в условиях, когда объективная конф­ликтная ситуация отсутствует. Далее, разрешение конфликта может последовать непосредственно за его восприятием, прежде чем сторо­ны предпримут какие-то конфликтные действия в отношении друг Друга. Исследования социально-психологических факторов, влияю­щих на тот или иной вариант течения конфликта, — одна из задач социального психолога. Во-вторых, важным моментом динамики конфликта являются его возможные переходы из одних форм в другие. Диапазон таких перехо­дов весьма широк. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличност­ный, межгрупповой) и внешний — во внутренний. Последнее, в час­тности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внут­ренний конфликт. Далее, упоминавшийся нами ложный конфликт, т.е. конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликт­ной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон, мо­жет трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным об­разом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перей­ти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и т.д. Последнее, например, происходит, когда конфликт, возникший на личной по­чве, перерастает в деловой и обратно.

При исследовании взаимоотношений в различных группах соци­альному психологу довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд неоправданных конфликтов, кото­рые на самом деле репрезентируют какой-то глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, иррадиирует, обрастая сово­купностью внешних, более мелких конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ    КОНФЛИКТА

 

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей уст­ранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличнос­тных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, одна­ко, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявле­ний противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конст­руктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе разви­тия, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

Деструктивная функция конфликта. Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конф­ликт, например, порождает состояние психологического дискомфор­та, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению лич­ности. На уровне группы конфликт может нарушать систему комму­никаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффек­тивность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объек­тивной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, эта­пе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конф­ликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обна­руживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивная функция конфликта. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внут­риличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником разви­тия личности, ее совершенствования (например, в виде чувства не­удовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых це­лей, норм, ценностей и т.п.). Конфликт, особенно на стадии конф­ликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существую­щие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии раз­решения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факто­ров и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Как это видно отчасти из вышесказанного, конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта. <...>

Типология конфликта. Как уже отмечалось, социальные конфлик­ты исследуются целым рядом дисциплин, и в каждой из них суще­ствует множество различных типологий конфликта. Последнее спра­ведливо и в отношении социальной психологии. В зарубежной литера­туре, например, различные классификации конфликта представлены в работах М. Дойча, А. Рапопорта, Д. Бернард, Л. Козера, Л. Понди, Р. Мака и Р. Снайдера и т.д.

Подобное разнообразие типологий конфликта неизбежно и оп­равданно. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, иссле­дователи могут выделять самые разные, существенные для их частных целей основания классификации и соответственно получать различные виды типологии. Ввиду этого любые попытки предлагать какую-либо единственную, так сказать, истинную классификацию конф­ликта представляются заведомо неоправданными. Поскольку настоя­щая статья преследует методологические цели, мы ограничимся в рас­смотрении проблемы типологии некоторыми методологическими замечаниями.

Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конф­ликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классифи­кации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфлик­тов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логичес­ких требований, предъявляемых к научной классификации. В частно­сти, основание классификации должно быть четко выделено и после­довательно проведено, в результате чего классификация должна ока­заться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.

Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нару­шаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использо­вать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в ка­честве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, одна­ко, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в каби­нет или студию.)

3. «Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый кон­фликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифициру­ется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабине­те, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то друго­го, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибоч­но понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно ис­толкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объектив­ные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации Дойч называет «отноше­ние между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулиров­ка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна. Знакомство с самой классифика­цией и примерами позволяет предположить, что фактически в качестве основания используется наличие или отсутствие у конфликтов по край­ней мере следующих трех признаков: существование объективной кон­фликтной ситуации, факт осознания этой ситуации и адекватность это­го осознания. Поскольку основание классификации сколько-нибудь четко не сформулировано, полученные Дойчем типы конфликта часто пере­секаются. Например, пятый тип конфликта не исключает третьего, чет­вертого и шестого, шестой не исключает третьего и четвертого, что, впрочем, признает и сам автор. Наконец, отсутствие четкого основания не позволяет выяснить, является ли приведенная классификация пол­ной (по соответствующему основанию) или же она неполна.

Помимо затронутых выше аспектов: структуры, динамики, функ­ций и типологии конфликта — имеется еще одна весьма существен­ная сторона рассматриваемой проблемы, заключающаяся в практи­ческом отношении к конфликту. В рамках этого аспекта можно выде­лить целый рад важных понятий: помимо упоминавшегося ранее разрешения конфликта, можно, например, назвать предотвращение конфликта, его профилактику, ослабление и т.п. Однако, как уже отмечалось, конфликт не является безусловно негативным и нежела­тельным, названные понятия являются частным случаем более общей позиции по отношению к конфликту, а именно позиции управления им. В плане управления конфликтом наряду с его разрешением, пре­дотвращением, ослаблением и т.д. следует также назвать симптомати­ку, диагностику, прогнозирование и контролирование конфликта. Рассмотрение этого круга категорий, относящихся уже не к самому исследованию конфликта, а к практическому использованию резуль­татов такого исследования, является большой самостоятельной про­блемой и выходит за рамки настоящей статьи. Тем не менее хотелось бы подчеркнуть в заключение огромную значимость только что затро­нутого круга вопросов, поскольку именно практическим целям уп­равления конфликтом во всех его аспектах служит собственно иссле­дование конфликта, выявление его социально-психологических ме­ханизмов и закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА

Отношения, поведение, вопросы, ставшие первопричиной конфликта, способны изменять обе стороны. Это справедливо не только для разногласий между друзьями, супругами, но и практически для любых других типов конфликтов, даже для разногласий между государствами. Озлобленное поведение и особенно жестокость могут превратить легко решаемую проблему во что-то намного более сложное. Поведение влияет на отношения, а отношения, в свою очередь, действуют на поведение. Все мы знаем, что когда теряется контроль над чувствами, предрассудками, когда всплывают неприятные воспоминания, обсуждение фактов и учет интересов больше не в силах разрешить ситуацию.

Правила бесконфликтного общения:

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.

Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу:

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.

И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов.

Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

 

Представим конфликт в виде треугольника ОПП.

Информация о работе Понятие конфликта. Виды конфликтов