Понятие конфликта. Виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Конфликты играют важную роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности общества в целом. Конфликтом, в самом что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Понятие о конфликте 3
3. Межличностный конфликт 5
4. Структура, стороны и условия протекания конфликта. 8
5. Динамика конфликта 10
6. Функции конфликта 15
7. Пути преодоления конфликта 19
8. Заключение 25
9. Литература 27

Файлы: 1 файл

Межличностный конфликт.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

С каждой из категорий ответных реакций (применение силы, приспособление, избежание, компромисс, сотрудничество) связаны определенные стратегии разрешения межличностных конфликтов, можно помочь в выборе путей их урегулирования. Если человек ощущает, что его отношения соответ­ствуют скрытому, слепому или неизвестному «Я», он должен установить более открытые взаимоотношения, чтобы разрешить существующий или предотвратить возможный конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА, СТОРОНЫ И УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ

КОНФЛИКТА.

Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конф­ликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуа­ции, возможные действия участников конфликта, исходы конфлик­тных действий. Рассмотрим перечисленные понятия по порядку.

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организа­ции, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсо­нальные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдель­ные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект лич­ности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники кон­фликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, цен­ностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участни­ков, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в кото­ром он возникает и развивается. Важной составной частью этого кон­текста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. При этом важ­но подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо пони­мать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. Без учета влияния этого более широкого кон­текста невозможно понять содержательную сторону мотивов, ценно­стей, норм и других социально-психологических аспектов социальных процессов вообще и конфликта в частности.

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников кон­фликта и особенности условий его протекания определяют конфлик­тное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние ни­когда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, име­ющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние карти­ны ситуации включают представления участников о самих себе (сво­их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возмож­ностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются кон­фликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины кон­фликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредствен­ной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зре­ния социально-психологических исследований конфликта. Оно обна­руживает, возможно, наиболее существенный срез социального кон­фликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации по­рождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако от­ношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения. Ниже мы еще остановим­ся на этом вопросе.

Возможные действия участников конфликта. Образы конфликт­ной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор воз­можных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают ха­рактер взаимодействия. В теории игр, исследу­ющей формальные модели конфликта, существует специальный тер­мин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Мы имеем в виду термин «страте­гия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Существенно отметить, что помимо своей непосредствен­ной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т.п., Действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь нe по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей сто­роне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы конфликтных действий. Исходы (или по­следствия, результаты конфликтных действий) не представляют со­бой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Напротив, они органично вплетены в самый конфликт. Во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что и сами реальные последствия конфликтных действий оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимо­действия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конф­ликтной ситуации на основе такого осознания - важный момент кон­фликтного взаимодействия.

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА

Всякий реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта. К их числу можно отнести следую­щие: а) возникновение объективной конфликтной ситуации; б) осоз­нание объективной конфликтной ситуации; в) переход к конфликт­ному поведению; г) разрешение конфликта.

Возникновение объективной конфликтной ситуации. В большинстве случаев конфликт порождается определенной объективной конфлик­тной ситуацией. Существо последней в общем и схематичном виде можно представить следующим образом. Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желае­мого для нее состояния Д. И наоборот. В частных случаях С и Д могут совпадать. Это, например, имеет место, когда оба участника, А и Б, стремятся к одной и той же цели, но при этом достижение этой цели одним из них исключает достижение ее другим. Кроме того, А и В могут оказаться сторонами одной и той же личности, в этом случае мы имеем дело с внутриличностным конфликтом.

Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознает­ся сторонами. Эту стадию поэтому можно назвать стадией потенциаль­ного конфликта, ибо подлинным конфликтом он становится лишь пос­ле восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками.

Осознание объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситу­ацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Обычно пони­мание ситуации в качестве конфликтной является результатом ос­мысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Однако нередко конфликтность образов возника­ет в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Более детально возможны следующие варианты отношений между идеаль­ными картинами и реальностью:

1. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны счи­тают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального конфликта, т.е. правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае перед нами адек­ватно понятый конфликт.

2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны вос­принимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности. Это случай не­адекватно понятого конфликта.

3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осоз­нается сторонами. В этом случае мы по сути не имеем дело с конф­ликтом как социально-психологическим явлением, поскольку пси­хологически он не существует для сторон и они конфликтным обра­зом не взаимодействуют.

4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не ме­нее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конф­ликтные. В этом случае мы имеем дело с так называемым ложным конф­ликтом.

5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осозна­ния.

Для социально-психологического анализа, по-видимому, особенно интересны случаи неадекватно понятого и ложного конфликта. По­скольку именно внутренняя картина ситуации, имеющаяся у участ­ников, определяет их непосредственное поведение в конфликте, важно тщательно исследовать, с одной стороны, факторы, определяющие ее отклонение от реальности (например, уровень информированнос­ти участников, структура их коммуникаций и т.д.), и, с другой — механизм влияния самих этих отклонений на течение конфликта (его продолжительность, интенсивность, характер разрешения и т.п.).

Кроме того, осознание ситуации как конфликтной всегда сопро­вождается эмоциональным окрашиванием. Возникающие эмоциональ­ные состояния оказываются включенными в динамику любого кон­фликта, активно влияя на его течение и исход. Механизм возникно­вения и влияния эмоциональных состояний участников конфликта на его развитие также является специфической проблемой социаль­но-психологического анализа.

Переход к конфликтному поведению. Помимо эмоционального ок­рашивания, осознание конфликтной ситуации может сопровождать­ся переходом к конфликтному поведению сторон. Конфликтное по­ведение можно определить как действия, направленные на то, чтобыпрямо или косвенно блокировать достижение противостоящей сто­роной ее целей, намерений и так далее. Заметим, что необходимым условием, необходимым признаком конфликтного поведения явля­ется его осознание сторонами в качестве именно конфликтного. Если, например, сторона А предпринимает действия, блокирующие дости­жение стороной Б ее целей, но при этом ни А, ни Б не сознают, что эти действия препятствуют Б, то поведение А нельзя назвать конф­ликтным.

Конфликтное поведение одной стороны по отношению к другой не обязательно является результатом осознания конфликтной ситуа­ции между этими сторонами. Конфликтное поведение А по отноше­нию к Б может быть, например, формой снятия внутренних напря­жений А. В этом случае мы обычно имеем дело с переходом внутрен­него конфликта во внешний.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон про­текания конфликта, эмоции же, в свою очередь, стимулируют кон­фликтное поведение. Вообще существенно, что взаимные конфликт­ные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, стадия конфликтного поведения порожда­ет тенденции к эскалированию, дестабилизации конфликта.

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции противо­положного характера. Дело в том, что конфликтные действия выпол­няют в известном смысле познавательную функцию. Стороны всту­пают в конфликт с некоторыми гипотетическими, априорными кар­тинами своих интересов, возможностей и т.п., намерений, ценностей другой стороны и определенными предположительными оценками среды. В ходе конфликтных действий стороны сталкиваются с самой действительностью, которая корректирует их первоначальные апри­орные картины. Эта коррекция приводит к более адекватному пони­манию сторонами имеющейся ситуации, что, в свою очередь, обыч­но способствует разрешению конфликта по крайней мере в форме прекращения конфликтных действий.

Нередко конфликт отождествляют со стадией конфликтного по­ведения. Такое отождествление представляется ошибочным: конф­ликт — значительно более сложное многогранное явление. Однако справедливо, что переход к конфликтному поведению означает вступ­ление конфликта в свою открытую, явную и обычно наиболее ост­рую стадию. И поэтому, естественно, что в первую очередь на устра­нение конфликтного поведения бывают направлены различные спо­собы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта. Разрешение — заключительная стадия эво­люции конфликта. Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конф­ликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое по­буждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраня­ется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне. Полное устранение конфликта за счет преобразования объективной конфликтной ситуации мы имеем, например, когда посредством раз­ведения сторон они лишаются возможности и необходимости кон­такта и, следовательно, конфликтного взаимодействия (перевод од­ного из конфликтующих сотрудников в другое подразделение). К тому же типу относится разрешение конфликта, состоящего в борьбе сто­рон за некоторые ограниченные ресурсы, посредством изыскания дополнительных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сто­рон. (Покупка второго телевизора в семье, если два ее члена желают одновременно смотреть разные программы.)

Частичное разрешение конфликта на объективном уровне имеет место, когда посредством соответствующей модификации реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны оказываются незаинтересованными в продолжении кон­фликтных действий, хотя стремление достичь первоначальной цели у сторон остается. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные зап­реты и санкции на случай их нарушения.

Информация о работе Понятие конфликта. Виды конфликтов