Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;
2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
3. формулировка выводов.
Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Теоретический анализ
литературы по проблеме
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические
направления исследования
1.3 Социальные условия,
способствующие закреплению
2 Практическое исследование
агрессивности в старшем
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Цель курсовой работы - анализ
динамики агрессивности как личностного
образования в старшем
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. теоретический анализ
литературы по проблеме
2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
3. формулировка выводов.
Для решения этих задач
в теоретической части
Объект исследования - агрессия и агрессивность.
Предмет - агрессия как личностное
образование в старшем
Гипотеза курсовой работы - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
1 Теоретический анализ
литературы по проблеме
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
В бытовом языке под
агрессией понимается: «Открытая
неприязнь, вызывающая враждебность»,
а «агрессивный» как
Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии
как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания.
В этом плане различаются
Преднамеренная агрессия
- это те действия, которые имеют
осознанный мотив - причинение вреда
или ущерба. Т.е. антиповедение - свойство
агрессивной личности индивида полностью
принадлежит мотивационной
Ю.М. Антонян считает, что
причиной агрессии является тревожность.
Это свойство формируется в глубоком
детстве как следствие
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Например:
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
-жертва должна обладать
мотивацией избежания
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Нужно разделять агрессию
и агрессивность. Агрессия- это поведение
(индивидуальное или коллективное),
направленное на нанесение физического,
либо психологического вреда или
ущерба. Агрессивность - относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
В данной курсовой работе под агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.
1.2 Основные психологические
направления исследования
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.
В отечественной психологии
агрессивный подросток
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты [4].
Подросток жаждет не просто
внимания, но понимания, доверия взрослых.
Он стремится играть определенную роль
не только среди сверстников, но и
среди взрослых. Среди взрослых утвердилась
позиция, препятствующая развитию социальной
позиции подростка - но ребенок и
должен слушаться. В результате между
взрослыми и подростками растет
психологический барьер, который, многие
подростки прибегают и к
Агрессивность в личностных
характеристиках подростков формируется
в основном как форма протеста
против непонимания взрослых, из-за
неудовлетворенности своим
Если говорить о более
глубинных причинах такого поведения,
то можно отметить у таких агрессивных
подростков нарушение эмоциональной
сферы и кризисе личности. Не путать
личностный кризис личностный с возрастным.
Кризис личности проявляется в виде
болезненного отношения к восприятию
собственного "Я" окружающими
людьми, одиночества и оторванности
о мира, несоответствия своего "Я"
неким идеалам, ощущение утраты целостности
внутреннего мира. Форма поведения
характеризуется негрубой выраженностью
расстройств поведения, отсутствием
беспричинных колебаний настроения,
способностью к компенсации в
благоприятных условиях, мягкостью
сомато-вегетативного
Самое раннее и наиболее известное
теоретическое положение, имеющее
отношение к агрессии, - это положение,
согласно которому агрессивное поведение
по своей природе инстинктивное.
Согласно этому подходу, агрессия возникает
потому, что люди генетически «
Основоположником
По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.
Получается, что агрессивное поведение - не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. [6]
Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте