Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;

2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;

3. формулировка выводов.

Содержание работы

Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проблема агрессивности.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Теоретический анализ  литературы по проблеме агрессии  и агрессивности

1.1 Сущность агрессии и  агрессивности

1.2 Основные психологические  направления исследования агрессивности

1.3 Социальные условия,  способствующие закреплению агрессии 

2 Практическое исследование  агрессивности в старшем подростковом  возрасте

2.1 Методика исследования

2.2 Организация и результаты  исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных  действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение  общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность  Резко возросла преступность среди  молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки  участвуют в военизированных  формированиях политических организаций  экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с  недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует  увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями  изменения всей социальной структуры  общества, интенсивных процессов  расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным  формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности  мало изучена теоретически.

 

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в  нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как  она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались  такие аспекты проблемы: биологические  и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности  агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

 

Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного  образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

 

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

 

1. теоретический анализ  литературы по проблеме агрессивности  в подростковом возрасте;

 

2. эмпирическое исследование  агрессивности у учащихся 8, 9 и  10 классов;

 

3. формулировка выводов.

 

Для решения этих задач  в теоретической части необходимо рассмотреть основные подходы к  пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления  и возможные факторы ее провоцирования, в практической части - исследование школьников на предмет агрессивности.

 

Объект исследования - агрессия и агрессивность.

 

Предмет - агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

 

Гипотеза курсовой работы - на протяжении старшего подросткового  возраста агрессивность выступает  как относительно устойчивое личностное образование.

1 Теоретический анализ  литературы по проблеме агрессии  и агрессивности

1.1 Сущность агрессии и  агрессивности

 

В бытовом языке под  агрессией понимается: «Открытая  неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий  вредное воздействие [1,18.].

 

Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение  для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и  агрессоры всегда оцениваются резко  отрицательно, как выражение наличия  культа грубой силы. В основном же под  агрессией понимается вредоносное  поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

 

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так  же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

 

Имеющиеся определения можно  условно разделить на 2 большие  группы:

 

1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия. Инструментальная  агрессия - та, когда человек не  ставил своей целью действовать  агрессивно, но «так пришлось»  или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

 

Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют  осознанный мотив - причинение вреда  или ущерба. Т.е. антиповедение - свойство агрессивной личности индивида полностью  принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

 

Ю.М. Антонян считает, что  причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение  эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает  охранительное поведение. Тревожность  порождает пониженную самооценку, у  индивида резко снижается порог  восприятия конфликтной ситуации как  угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию  индивида. [2]

 

2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая).

 

Например:

 

Р.Бэрон и Д.Ричардсон  дают такое определение: агрессия- это  любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающего  подобного обращения. Другими словами:

 

- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

 

-в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

 

-жертва должна обладать  мотивацией избежания подобного  обращения с собой;

 

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. [3]

 

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или  ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так  же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения  в структуру личности, агрессивность  способна предопределять общую тенденцию  поведения.

 

В данной курсовой работе под  агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под  воздействием социально-психологических  факторов.

1.2 Основные психологические  направления исследования агрессивности

 

Исследованию агрессивности  и агрессивного поведения уделяется  значительное внимание во всех основных психологических направлениях.

 

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается  как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает  под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

 

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся  психологических структур, но возникают  новые образования, закладываются  основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий  переход к взрослости, где выпукло  переплетаются противоречивые тенденции  развития.

 

В отечественной психологии показано, что человек не рождается  эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально  полезные, так и социально вредные  черты [4].

 

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и  среди взрослых. Среди взрослых утвердилась  позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка - но ребенок и  должен слушаться. В результате между  взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным  формам поведения.

 

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется  в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и  в соответствующем поведении.

 

Если говорить о более  глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных  подростков нарушение эмоциональной  сферы и кризисе личности. Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими  людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности  внутреннего мира. Форма поведения  характеризуется негрубой выраженностью  расстройств поведения, отсутствием  беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в  благоприятных условиях, мягкостью  сомато-вегетативного компонента аффективных  реакций. Агрессивное поведение  подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с  окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально - психологических свойств  личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений  в системе ценностных ориентаций.

 

Самое раннее и наиболее известное  теоретическое положение, имеющее  отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение  по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает  потому, что люди генетически «запрограммированы»  на подобные действия. Эту точку  зрения разделяли ученые психоаналитического  и этологического подходов.

 

Основоположником психоаналитического  подхода является З.Фрейд. Благодаря  трудам Фрейда агрессия и агрессивность  были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения  в психоаналитической трактовке  выступает Танатос - инстинктивное  влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в  поздних работах Фрейда, а первоначально  он придерживался иных взглядов. В  своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекает  из Эроса, или инстинкта жизни, энергия  которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась  просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально  агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть  жизни. [5]

 

По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение  жизни. Все человеческое поведение  является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и  между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между  сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении  от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.

 

Получается, что агрессивное  поведение - не только врожденное, берущее  начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и  неизбежное, поскольку, если энергия  Танатоса не будет обращена вовне, это  вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким  образом уменьшить вероятность  более опасных действий. Вывод  заключается в следующем: агрессивность  как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.

 

Для А. Адлера агрессивность  является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным  свойством живой материи Адлер  считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте  правильно понятого социального  интереса. Агрессивное сознание порождает  различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает  символические формы, связанные  с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной  реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. [6]

Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте