Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;
2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
3. формулировка выводов.
Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).
А.А.Бодалев считает, что
оценка ребенком другого человека и
его действий является простым повторением
оценки авторитетным для ребенка
взрослым. Отсюда родители являются эталоном,
по которому дети сверяют и строят
свое поведение. Передавая социально
полезный опыт, родители передают и
негативные его стороны, являющиеся
очень эмоционально заряженным “руководством
к действию”. Не имея своего личного
опыта, ребенок не в состоянии
соотнести правильность навязываемых
моделей поведения с
Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.
Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Выделяются семьи
1) с неблагополучной
2) в которых отсутствуют
эмоциональные контакты между
её членами, безразличие к
3) с нездоровой нравственной
атмосферой, где ребёнку прививаются
социально нежелательные
Дубровина как значимый фактор
риска выделяет дисгармоничную семью.
Это понятие включает в себя несколько
разнородных вариантов
§ семьи, где один из членов
страдает нервно-психическим
§ собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;
§ семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания;
Также психологи выделяют 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопёка различных
степеней: от желания быть соучастником
всех проявлений внутренней
2) гипоопёка, нередко
3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Уровни родительских отношений:
i. Безразличное отношение
к детям, их чувствам, переживаниям,
отсутствие полной
ii. Авторитарные родители:
показное уважение к детям,
любовь, за которым стоит безразличие
и лицемерие. Это уровень
iii. Угождение капризам
ребенка, потакание
iv. Доверие между родителями
и детьми, общность интересов
семейных и общественных. Совместное
обсуждение проблем, участие в
их решении, чувство
Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:
1.Родители поощряют
2. Родители наказывают
детей за проявление
- Родители, которые очень
редко подавляют агрессивность
у своих детей, воспитывают
в ребенке чрезмерную
- Родители, которые не
наказывают своих детей за
проявление агрессивности,
- Родителям, разумно
Выделяются три типа негативных отношений родителей к ребенку:
1. Тип А - отвержение (неприятие
ребенка, демонстрация
2. Тип Б - гиперсоциализация
(сверхтребовательное
3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое
воспитание: сверхзаботливое отношение,
при котором ребенок лишен
возможности самостоятельно
Первый тип формирует
у ребенка ощущение покинутости,
незащищенности, неуверенности в
себе. Ребенок не чувствует поддержки,
“стены” за которую можно спрятаться.
Кроме того, отвержение разрушает
механизм идентификации (ребенок не
принимает родительские убеждения).
При холодных эмоциональных отношениях
он не имеет позитивных поведенческих
моделей реагирования. Это снижает
способность саморегуляции
Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Третий тип (гиперопека) также
нарушает нормальное развитие личности.
Она предоставляет ребенку
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка:
· Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
· Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;
· Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;
· Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
· Непоследовательность в применении наказаний;
своей самостоятельности, взрослости.
Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба - «дорога жизни» для подростка.
Было проведено много
исследований агрессии в межличностных
взаимодействиях. Так, в работах
психологов, показано, что для юношей
агрессия - возрастная норма, которая
носит демонстративный
Стихийно складывающиеся
компании сверстников объединяют подростков,
близких по уровню развития, интересам.
Группа закрепляет и даже культивирует
девиантные ценности и способы поведения,
оказывает сильное влияние на
личностное развитие подростков, становясь
регулятором их поведения. В данном
контексте существует понятие «сдвиг
к риску» - это возрастание рискованности
групповых или индивидуальных решений
после проведения групповых дискуссий
по сравнению с первоначальными
решениями членов группы. Каждый член
группы в процессе дискуссии пересматривает
свое решение, чтобы приблизить его
к ценностному стандарту. Утрачиваемое
подростками чувство дистанции,
ощущение допустимого и недопустимого
приводит к непредсказуемым событиям.
Существуют особые группы, для которых
характерна установка на немедленное
удовлетворение желаний, на пассивную
защиту от трудностей, стремление перекладывать
ответственность на других. Подростков
в этих группах отличает пренебрежительное
отношение к обучению, плохая успеваемость,
бравада невыполнением
Для подростков существует вероятность
связаться с плохой компанией
и перейти в разряд малолетних
правонарушителей. Агрессивность, жестокость,
повышенная тревожность принимают
устойчивый характер обычно в процессе
стихийно-группового общения, складывающегося
в компаниях. Но это общение, эта
система отношений, в том числе
и строящихся на почве жестоких законов
асоциальных подростковых групп, является
лишь как ситуация замещения при
неприятии подростка в мир
социально-значимых отношений взрослых,
как ситуация совместного переживания
непонятности ими. Принадлежность к
компании не только сталкивает отдельных
подростка с определенными
Способы общения друг с
другом у подростков, т.е. их групповая
культура, связанны с переходом в
мир взрослых. Взрослые снова и
снова оценивает многообразие форм
проявления таких культур с точки
зрения их тесного соответствия моральным
соответствиям и целям
Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую характеристику:
Такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно.
Для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, невыраженность установки на само изменение.
Характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без боязни вызвать чувство отчуждения.
Отношения в семье и
со школьными учителями
Агрессивность, свойственная
им при защите своих интересов, провоцирует
эскалацию конфликта и мешает
конструктивному решению
Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте