Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;

2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;

3. формулировка выводов.

Содержание работы

Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проблема агрессивности.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

 

агрессия агрессивность  подростковый

 

Таблица 7

 

Тренд 

Кол-во чел. 

 

Положит 

Положительный тренд 

 

Акцелерационный тренд 

10 

 

Положительный ассимптотический 

30 

 

Выпуклый тренд 

20 

 

Отрицат. 

Отрицательный тренд 

 

Ретардационный тренд 

 

Отрицательный ассимптотический тренд 

 

Вогнутый тренд 

40 

 

Нейтрал 

Константное протекание 

 

 

 

 Как видно из данной  классификации, наибольшее количество  девочек относится к таким  траекториям развития как вогнутый  тренд (40%) и развитие по положительному  ассимптотическому тренду (30%)

 

Применяя статистический критерий Фишера, достоверных различий не установлено.

 

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в  группе мальчиков

 

Рис.1

 

 

Таблица 1

 

Тренд 

Кол-во чел. 

 

Положит 

Положительный тренд 

18,18 

 

Акцелерационный тренд 

 

Положительный ассимптотический 

9,09 

 

Выпуклый тренд 

 

Отрицат. 

Отрицательный тренд 

9,09 

 

Ретардационный тренд 

9,09 

 

Отрицательный ассимптотический тренд 

27,27 

 

Вогнутый тренд 

18,18 

 

Нейтрал 

Константное протекание 

9,09 

 

 

 

Как видно из данной классификации, наибольшее количество мальчиков относится  к таким траекториям развития как отрицательный ассимптомтический  тренд (27%).

Заключение

 

Исследование было посвящено  изучению устойчивости агрессии и агрессивности  в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Цель исследования - анализ динамики агрессивности как  личностного образования в старшем  подростковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность  выступает как относительно устойчивое личностное образование. Методика, которая  наиболее отвечала поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.

 

Обзор литературы в теоретической  части диплома показал то, что  единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет  понимание данной проблемы. Кроме  того мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность  в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма  протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим  положение м в обществе, что  проявляется и в соответствующем  поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут  влиять природные особенности. Кроме  того, агрессия может быть вызвана  необходимостью защитить себя или удовлетворить  свои потребности в ситуации, в  которой растущий человек не видит  иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые  нарушают нормальный ход личностного  становления, создавая предпосылки  для возникновения и проявления агрессивности

 

В практической части мы попытались ответить на вопрос: на сколько агрессивность  устойчива как личностное образование? Эмпирическое исследование показало:

 

1. Исследование подтвердило  исходную гипотезу о том, что  на протяжении старшего подросткового  возраста агрессивность выступает  как относительно устойчивое  личностное образование.

 

2. Во всех возрастных  группах примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности  как личностного образования.

 

3. Уровень агрессивности  на протяжении трех лет эксперимента  претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят  в 14 лет (9 класс).

 

4. Были обнаружены гендерные  различия: у девочек уровень агрессии  сохраняется, у мальчиков достоверно  снижается. Наиболее насыщенными  категориями ответов были: Активность, Директивность, Коммуникативность.у  мальчиков на протяжении трех  лет процент «агрессивных» снижался  с 63,63% до 45,45. Насыщенность категорий  ответов такая же как и у  девочек, а именно, самыми насыщенными  стали: Активность, Директивность,  Коммуникативность. Были обнаружены  гендерные различия: у девочек  уровень агрессии сохраняется,  у мальчиков достоверно снижается.

 

5. Практич. рекомендации. Необходимо научить детей навыкам  позитивного общения, взаимодействия  с другими членами социума,  умения находить альтернативные  мирные пути решения конфликтов.

 

Большую важность также имеют  навыки совместной работы, поэтому  этому следует особое внимание, в  частности в рамках школы. Ведущая  роль в предупреждении и коррекции  агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Список использованной литературы

 

1. Ожегов C.И., Н.Ю.Шведова.  Толковый словарь русского языка.  М., 1999

 

2. Сафин В.Ф. Психические  отклонения в развитии детей  и методы их психокорреции. - Уфа:  Китап, 1994.Ананьев Б.Г. и ленинградская  школа в развитии современной  психологии. -- СПб., 1995. -- С. 27-28.

 

3. Внешняя среда и психическое  развитие ребенка /Под ред.  Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1984.

 

4. Макаренко А.С Методика  организации воспитательного процесса - Соч., т.V

 

5. Фрейд А. Психология  и защитные механизмы. М., 1993.

 

6. Альфред Адлер Индивидуальная  психология как путь к познанию  и самопознанию человека "Наука  жить", Киев, 1997

 

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева  Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

 

8. Фромм Э. «Анатомия  человеческой деструктивности» - М.: Просвещение, 1989

 

9. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с  нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.

 

10. Реан А. Агрессия и  агрессивность личности // Психологический  журнал. -- 1996. -- № 5

 

11. Захаров А.И. Предупреждение  отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.

 

12. Зюбин Л.М. Психология  воспитания. - М., 1991.

 

13. Изучение развития и  поведения детей /Под ред. П.П.  Липситта, И.К. Спайкера. - М.: Просвещение, 1986.

 

14. Киреева Л.А., Мамайчук  И.И. Психолого-педагогическая помощь  семье. - Л., 1986.

 

15. Курбатова Т. Н. Структурный  анализ агрессии // 1. Бауэр Т. Психическое  развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред.  А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1985.

 

16. Липник В.Н. Взрослые  за детей в ответе. - Л.: Знание, 1980.

 

17. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

 

18. Осорина М.В. Секретный  мир детей в пространстве мира  взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.

 

19. Положий Б. С. Психическое  здоровье и социальное состояние  общества // Социокультурные проблемы  современной психиатрии. - М., 1994. - С. 88-93.

 

20. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. - М., 1996.

 

21. Руководство практического  психолога: психическое здоровье  детей и подростков в контексте  психологической службы /Под ред.  И.В. Дубровиной. - М., 1999.

 

22. Смирнова Е.О. Психология  ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.

 

23. Фредман Л.М. Психология  воспитания, - М., 1999.

 

24. Фром А. Азбука для  родителей или как помочь ребенку  в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.

 

25. Фурманов И.А. Детская  агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.


Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте