Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;

2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;

3. формулировка выводов.

Содержание работы

Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проблема агрессивности.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

 

Резюмируя все вышесказанное  можно отметить, что единой точки  зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что  заметно усложняет понимание  этой проблемы. Кроме того, обзор  литературы показал, что такой параметр агрессвности как устойчивость не разработан. В становлении агрессивного поведения  могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

 

У части подростков агрессивность  формируется как достаточно устойчивое личностное образование - качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления  агрессии как защитной реакции, связанной  с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.

 

Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них  становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное  влияние подростковой группы, нередко  формирующей асоциальную шкалу  жизненных ценностей. Сам образ  жизни, среда, стиль и круг общения  способствуют развитию и закреплению  девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный  микроклимат во многих семьях обуславливает  возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки  воли окружающих, что создаёт объективные  предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и  разрушительных действий.

2 Практическое исследование  агрессивности в старшем подростковом  возрасте

2.1 Методика исследования

 

Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности  как личностного образования  освещен недостаточно.

 

В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

 

Был проведен эксперимент  по выявлению агрессивности у  подростков 8, 9 и 10 классов (на одной  и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте - Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти  человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

 

Процедура исследования: Эксперимент  проводился индивидуально с каждым учащимся. Испытуемому в стандартной  последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему  предлагается следующий вопрос: как  вы думаете, что делает человек, к  которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

 

Рекомендуется во всех возможных  случаях максимально снимать  неопределенность ответов, наполняя смыслом  высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.

 

Для статистической обработки  использовался критерий Фишера (сравнение  данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.

 

Обработка и интерпретация  результатов. Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:

 

- Агрессивность: рука является  доминирующей, оскорбляющей, активно  хватающей другой организм или  объект.

 

- Директивность: рука является  ведущей, руководящей, активно  влияющей на другое лицо.

 

- Страх: ответы выражают  страх перед возмездием или  агрессией. Рука является жертвой  чьей-либо агрессии.

 

- Эмоциональность: ответы  выражают привязанность, положительное  отношение, благожелательность.

 

- Коммуникация: в высказываниях  рука представляется пытающаяся  общаться с кем-то. При этом  общающееся лицо нуждается в  партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть  находится с партнером в положении  равенства.

 

- Зависимость: эта категория  включает ответы, в которых выполнение  действия зависит от благожелательного  отношения другой стороны.

 

- Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя  нарочито демонстративно тем  или иным способом.

 

- Ущербность: рука представляется  больной, деформированной, поврежденной.

 

- Активность: ответы, выражающие  безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое  физическое положение или сопротивляется  силе тяжести.

 

- Пассивность: ответы, в  которых рука не изменяет своего  положения или пассивно подчиняется  силе тяжести.

 

Основные используемые категории - страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность  агрессии. Общая агрессивность вычисляется  путем вычитания сумы ответов  по этим категориям их суммы ответов  по категориям агрессия и директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

 

Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и  Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается  неоднозначной. Согласно данным методики результат выше +1 считается показателем  уровня агрессивности.

 

Примеры интерпретации ответов  испытуемых в таблице 1

 

Таблица 1 - Интерпретация  ответов испытуемых

 

№ карточки 

Ответ испытуемого 

Интерпретация 

 

 

Хочет ущипнуть 

Агрессивность 

 

 

Привет 

Коммуникат 

 

 

Защищается от удара 

Страх 

 

 

Учитель выгоняет 

Директивность 

 

 

Всо окей 

Коммуникативность 

 

 

 

 

Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.

2.2 Организация и результаты  исследования

 

Исследование проводилось  на протяжении 3 лет, на одних и тех  же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало исследования девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По окончании исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет.

 

Характеристика выборки. Испытуемыми были ученики общеобразовательной  школы № 34. Никто из испытуемых не состоял на учете детской комнаты  милиции и на учете психиатра. Выборка на протяжении 3-х лет  была одна и та же. Ответы, данные на предыдущем этапе испытуемые не помнили.

 

Результаты исследования - показатели агрессивности

 

Рассмотрим показатели агрессивности  в выборке у мальчиков и  у девочек по разным классам. Таблицы 1,2,3.

 

1 этап - таблица 1.

 

2 этап - таблица 2.

 

3 этап - таблица 3.

 

Таблица 1. Показатели агрессивности, 8 класс, 2001 г

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. агрессивности 

 

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

 

Девочки 

10 

47,5 

14,2 г 

40 

 

Мальчики 

11 

52,5 

14 

63, 63 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что  примерно половина выборки имеет  выраженность агрессивности.

 

Таблица 2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г

 

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. агрессивности 

 

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

 

Девочки 

10 

47,5 

15,2 

40 

 

Мальчики 

11 

52,5 

15 

54,54 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что  примерно половина выборки имеет  выраженность агрессивности.

 

Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г

 

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. агрессивности 

 

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

 

Девочки 

10 

47,5 

15,8 

50 

 

Мальчики 

11 

52,5 

15,6 

45,45 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что  примерно половина выборки имеет  выраженность агрессивности.

 

 

Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент «агрессивных»  девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент незначительно  вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом процент «агрессивных»  мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%. При применении статистического  критерия Фишера было достоверно установлено  снижение агрессивности у мальчиков  по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016)

 

Насыщенность категорий. Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три наиболее насыщенные категории выделены в  таблицах жирным шрифтом.

 

Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г

 

Категории 

Девочки 

Мальчики 

 

Агрессивность 

11% 

9 % 

 

Директивность 

18 

21% 

27 

29% 

 

Страх 

1% 

 

Эмоциональность 

2 % 

7 % 

 

Коммуникация 

15 

18 % 

12 

13 % 

 

Зависимость 

1 % 

 

Демонстративность 

10 

12 % 

4 % 

 

Активность 

23 

27 % 

25 

27 % 

 

Пассивность 

1% 

1 % 

 

Описание 

6 % 

7 % 

 

Ущербность 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

Наиболее насыщенными  категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для  девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что  для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте  стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории  те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.

 

При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная  успеваемость ученика, тем труднее  он интерпретирует жест.

 

2 этап

 

 

Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г

 

Категории 

Девочки 

Мальчики 

 

 

Агрессивность 

6% 

5 % 

 

Директивность 

20 

22% 

22 

24% 

 

Страх 

 

Эмоциональность 

10 % 

11 

12% 

 

Коммуникация 

15 

17 % 

10% 

 

Зависимость 

1 % 

1 % 

 

 

Демонстративность 

6% 

9 % 

 

Активность 

30 

34% 

31 

34 % 

 

Пассивность 

2 % 

3 % 

 

Описание 

2 % 

1 % 

 

Ущербность 

1 % 

 

 

 

 

 

Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного  изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший  год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее  стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и  в ранг значимой категории вышла  эмоциональность.

 

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории  мала.

 

За прошедший год коэффициент  агрессивности у девочек не изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для  агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5.

 

3 этап

 

Таблица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г

 

Категории 

Девочки 

Мальчики 

 

Агрессивность 

10 

11 % 

9 % 

 

Директивность 

19 

21 % 

24 

24 % 

 

Страх 

2 % 

 

Эмоциональность 

2 % 

5 % 

 

Коммуникация 

12 

13 % 

17 

17 % 

 

Зависимость 

4 % 

2 % 

 

Демонстративность 

16 

18 % 

7 % 

 

Активность 

22 

2 % 

28 

29 % 

 

Пассивность 

3 % 

3 % 

 

Описание 

1 % 

3 % 

 

Ущербность 

 

 

 

 

 

Первых три места значимых категорий для девочек изменились не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность (17,58%). Для мальчиков  ситуация тоже изменилась, три первых места занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность (17,34%). За прошедший  год для девочек резко снизилась  значимость активности, немного снизилась  значимость директивности, и появилась  категория демонстративности. У  мальчиков снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла коммуникативность.

 

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории  мала.

 

Рассмотрим динамику исследуемых  категорий.

 

 

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.

 

 

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми насыщенными категориями были: Активность, Директивность и Коммуникативность.

 

Можно сделать следующие  выводы: на протяжении подросткового  возраста у девочек уровень агрессивности  немного изменяется, а у мальчиков  уровень агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями  ответов как у девочек, так  и у мальчиков являются: Активность, Директивность, Комуникативность.

 

Индивидуальная динамика

 

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в  группе девочек

 

 

По данным диаграммы видно, что для каждой девочки существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и кол., 1978).

Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте