Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
1. теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте;
2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
3. формулировка выводов.
Введение
1 Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности
1.1 Сущность агрессии и агрессивности
1.2 Основные психологические направления исследования агрессивности
1.3 Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
2 Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте
2.1 Методика исследования
2.2 Организация и результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Резюмируя все вышесказанное
можно отметить, что единой точки
зрения на определение агрессии, ее
природы так и не найдено, что
заметно усложняет понимание
этой проблемы. Кроме того, обзор
литературы показал, что такой параметр
агрессвности как устойчивость не разработан.
В становлении агрессивного поведения
могут играть заметную роль возрастные
особенности подростка и
У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование - качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.
Сочетание неблагоприятных
биологических, психологических, семейных
и других социально-психологических
факторов искажает весь образ жизни
подростков. Характерным для них
становится нарушение эмоциональных
отношений с окружающими
2 Практическое исследование
агрессивности в старшем
2.1 Методика исследования
Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.
В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.
Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков 8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте - Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.
Процедура исследования: Эксперимент
проводился индивидуально с каждым
учащимся. Испытуемому в стандартной
последовательности предъявляют все
10 карточек и просят ответить на вопрос:
что, по вашему мнению, делает эта рука?
Если он затрудняется с ответом, ему
предлагается следующий вопрос: как
вы думаете, что делает человек, к
которому принадлежит рука? Все ответы
испытуемого фиксируются в
Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.
Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.
Обработка и интерпретация
результатов. Ответы испытуемых подвергаются
категоризации и
- Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.
- Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.
- Страх: ответы выражают
страх перед возмездием или
агрессией. Рука является
- Эмоциональность: ответы
выражают привязанность,
- Коммуникация: в высказываниях
рука представляется
- Зависимость: эта категория
включает ответы, в которых выполнение
действия зависит от
- Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.
- Ущербность: рука представляется
больной, деформированной,
- Активность: ответы, выражающие
безличные тенденции к
- Пассивность: ответы, в
которых рука не изменяет
Основные используемые категории
- страх, эмоциональность, коммуникация
и зависимость включают в себя
реакции, активно уменьшающие
Категории Демонстративность,
Ущербность, Пассивность, Активность и
Описание не участвуют в подсчете
баллов, поскольку их роль в оценке
вероятности поведения
Примеры интерпретации ответов испытуемых в таблице 1
Таблица 1 - Интерпретация ответов испытуемых
№ карточки
Ответ испытуемого
Интерпретация
Хочет ущипнуть
Агрессивность
Привет
Коммуникат
Защищается от удара
Страх
Учитель выгоняет
Директивность
Всо окей
Коммуникативность
Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.
2.2 Организация и результаты исследования
Исследование проводилось на протяжении 3 лет, на одних и тех же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало исследования девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По окончании исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет.
Характеристика выборки. Испытуемыми были ученики общеобразовательной школы № 34. Никто из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции и на учете психиатра. Выборка на протяжении 3-х лет была одна и та же. Ответы, данные на предыдущем этапе испытуемые не помнили.
Результаты исследования - показатели агрессивности
Рассмотрим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у девочек по разным классам. Таблицы 1,2,3.
1 этап - таблица 1.
2 этап - таблица 2.
3 этап - таблица 3.
Таблица 1. Показатели агрессивности, 8 класс, 2001 г
Испытуемые
Возраст
Показат. агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
14,2 г
4
40
Мальчики
11
52,5
14
7
63, 63
Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности.
Таблица 2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г
Испытуемые
Возраст
Показат. агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
15,2
4
40
Мальчики
11
52,5
15
6
54,54
Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности.
Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г
Испытуемые
Возраст
Показат. агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
15,8
5
50
Мальчики
11
52,5
15,6
5
45,45
Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности.
Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент «агрессивных» девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент незначительно вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом процент «агрессивных» мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%. При применении статистического критерия Фишера было достоверно установлено снижение агрессивности у мальчиков по группе в 2002 г. (р=0,02) и в 2003 г. (р=0,016)
Насыщенность категорий. Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три наиболее насыщенные категории выделены в таблицах жирным шрифтом.
Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г
Категории
Девочки
Мальчики
Агрессивность
9
11%
8
9 %
Директивность
18
21%
27
29%
Страх
1
1%
-
-
Эмоциональность
2
2 %
7
7 %
Коммуникация
15
18 %
12
13 %
Зависимость
-
-
1
1 %
Демонстративность
10
12 %
4
4 %
Активность
23
27 %
25
27 %
Пассивность
1
1%
1
1 %
Описание
5
6 %
7
7 %
Ущербность
-
-
-
-
Рис.1
Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.
При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.
2 этап
Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г
Категории
Девочки
Мальчики
1
2
3
4
5
Агрессивность
5
6%
5
5 %
Директивность
20
22%
22
24%
Страх
-
-
-
-
Эмоциональность
9
10 %
11
12%
Коммуникация
15
17 %
9
10%
Зависимость
1
1 %
1
1 %
1
2
3
4
5
Демонстративность
5
6%
8
9 %
Активность
30
34%
31
34 %
Пассивность
2
2 %
3
3 %
Описание
2
2 %
1
1 %
Ущербность
-
-
1
1 %
Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
За прошедший год коэффициент агрессивности у девочек не изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5.
3 этап
Таблица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г
Категории
Девочки
Мальчики
Агрессивность
10
11 %
9
9 %
Директивность
19
21 %
24
24 %
Страх
2
2 %
-
-
Эмоциональность
2
2 %
5
5 %
Коммуникация
12
13 %
17
17 %
Зависимость
4
4 %
2
2 %
Демонстративность
16
18 %
7
7 %
Активность
22
2 %
28
29 %
Пассивность
3
3 %
3
3 %
Описание
1
1 %
3
3 %
Ущербность
-
-
-
-
Первых три места значимых
категорий для девочек
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
Рассмотрим динамику исследуемых категорий.
По данным диаграммы видно,
что на протяжении 3-х лет самыми
насыщенными категориями были: Активность,
Директивность и
По данным диаграммы видно,
что на протяжении 3-х лет самыми
насыщенными категориями были: Активность,
Директивность и
Можно сделать следующие
выводы: на протяжении подросткового
возраста у девочек уровень
Индивидуальная динамика
Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек
По данным диаграммы видно, что для каждой девочки существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и кол., 1978).
Информация о работе Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте