Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа
Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33
2.2.Констатирующий
По методике «жизненное предназначение» были полученные следующие результаты:
Просмотр диагностических данных показал, что среди девушек, в возрасте от 14 до 15 лет преобладающие жизненные ориентации – исполнитель, руководитель, поддержка себя. Большинство девушек выбрали ситуативную ориентацию. Среди юношей, в возрасте от 14 до 15 лет преобладающие жизненные ориентации – исполнитель, руководитель, поддержка себя. В ходе исследования было выявлено, что у подростков наиболее выражены духовная и творческая ориентации, а наименее — ориентации ситуативные и поддержка других (альтруизм). У девушек духовная ориентация наиболее выражена, разница между девушками и юношами (r = 0,354, r = 240). Также выявлена разница по показателю «Гармоничность осуществления жизненных предназначений» между девушками и юношами (r = 0,441, r = 0,278). Разница по показателю «Конструктивность осуществления жизненных предназначений между девушками и юношами (r = 0,311, r = 0,220).
Рисунок 2.1 Показатели корреляции между девушками и юношами по методике «жизненное предназначение».
Таким образом, можно сказать, что рост гармоничности способствует приоритету духовных ценностей над материальными. Для девушек наиболее значимо самоусовершенствование. Это свидетельствует о духовных исканиях высоко гармоничной личности. Чем выше гармоничность личности, тем более зрелой ценностной системой она руководствуется. Все высшие потребности духовного порядка — потребность в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении — являются потребностями саморазвития.
По методике (СЖО) адаптация Д.А. Леонтьева, было выявлено, что у 50% юношей и у 20% девушек выражена 2 субшкала - Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Эта шкала – показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Разница по показателю – юноши r = 0, 452, девушки r = 0, 212. У юношей разница по показателю выраженности Субшкалы 1. цели в жизни r = 0,132. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У девушек выражена субшкала 1. цели в жизни, с разницей по показателю r = 0,380. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Рисунок 2.2. Показатели корреляции между девушками и юношами по СЖО
По методике исследования системы жизненных смыслов В.Ю.Котлякова, были получены следующие результаты: выражены такие категории как, альтруистическая категория разница в корреляции между юношами и девушками в системе жизненных смыслов (r 0,127, r 0,375), т.е. бескорыстная помощь другим людям, основное желание оказать благо другим, является основной для системы жизненных смыслов. Экзистенциальная категория разница в корреляции между юношами и девушками в системе жизненных смыслов (r 0,252, r 0,275), т.е. это основная категория жизненных смыслов, характеризующаяся как цель подлинного существования является свобода как выбор позиции по отношению к жизни и миру. Гедонистическая категория в системе жизненных смыслов, разница в корреляции между юношами и девушками в системе жизненных смыслов (r 0,261, r 0,218) – направленность на комфорт и безмятежность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте у девушек в системе жизненных смыслов выражены такие категории как альтруистические и экзистенциальные. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические.
Выводы по 2 главе: проведя исследования о представлениях смысла жизни в подростковом возрасте, получив и обработав данные с помощью математического анализа, можно сделать вывод о том, что у девушек, более сформированы представления о жизненных предназначениях, достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) и активности процесса осуществления жизненных задач. Осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, вера в их осуществление - для реализации своих жизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации больше направлены на постановки и достижения целей в жизни, наличие осмысленности и направленности на перспективы. Результативность и самореализация в этом возрасте достаточно осмысленна. Чем у юношей, у которых больше направленность на эмоциональное насыщение, интерес и процесс жизни.
Но большинство испытуемых девушек не смогли определить степень выраженности одной категории системы жизненных смыслов. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические. Юноши более определены в своей системе жизненного смысла.
Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья человека в любом возрасте. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает в подростковом возрасте. По мнению В. Франкла, именно в этом возрасте вопросы смысла жизни наиболее насущны. В процессе взросления, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности» [46].
Структурно-содержательные
характеристики смысла жизни отражают
глубинные, внутренние и внешние
направления жизненных
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом.
Подростковый возраст сложен тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.
Нами были исследованы представления подростков о смысле жизни, были выявлены несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые связанны с личностными особенностями подростков и их полом. В особенности это связанно с появлением собственного Я, формированием представление о жизненных предпочтениях, осознанность предназначений.
В ходе исследования выявлено, что у девушек, более сформированы представления о жизненных предназначениях, осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, чем у юношей, у которых больше направленность на эмоциональное насыщение, интерес и процесс жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
Таблица 2.1. Жизненное предназначение девочек - подростков.
№Исп. |
Исп./творец |
Руков./подчин. |
Поддержка себя/других |
Ориентация ситуат/духов. |
Дейст.жизнен.предназн. |
Гармон. Осущ.жиз.предназн. |
1 |
4 2.5 |
4 3 |
3 3 |
4 2 |
1 |
Н |
2 |
4 1.5 |
2 4 |
3 1.5 |
3.5 1.5 |
1 |
Н |
3 |
3 1.5 |
3.5 2 |
3.5 1.5 |
4 1.5 |
1 |
Н |
4 |
3 1.5 |
3 1.5 |
4 2 |
2 3.5 |
3 |
С |
5 |
3 4 |
4 2 |
2 3.5 |
2 4 |
3 |
С |
6 |
1 4.5 |
4 1 |
3.5 5 |
3 3 |
3 |
С |
7 |
1 4.5 |
4 1 |
3.5 5 |
3 3 |
3 |
С |
8 |
3 2 |
4.5 3 |
1.5 4 |
4.5 2 |
4 |
В |
9 |
4 2 |
2 4 |
2 3.5 |
2 4 |
4 |
В |
10 |
4.5 3 |
1.5 4 |
1.5 3 |
1 3.5 |
4 |
В |
Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков