Представление о смысле жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33

Файлы: 1 файл

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Констатирующий эксперимент  и его результаты

 

По методике  «жизненное предназначение» были полученные следующие результаты:

Просмотр диагностических  данных показал, что среди девушек, в возрасте от 14 до 15 лет преобладающие жизненные ориентации – исполнитель, руководитель, поддержка себя. Большинство девушек выбрали ситуативную ориентацию. Среди юношей, в возрасте от 14 до 15 лет преобладающие жизненные ориентации – исполнитель, руководитель, поддержка себя. В ходе исследования было выявлено, что у подростков наиболее выражены духовная и творческая ориентации, а наименее — ориентации ситуативные и поддержка других (альтруизм). У девушек духовная ориентация наиболее выражена, разница между девушками и юношами (r = 0,354, r = 240). Также выявлена разница по показателю «Гармоничность осуществления жизненных предназначений» между девушками и юношами (r = 0,441, r = 0,278). Разница по показателю «Конструктивность осуществления жизненных предназначений между девушками и юношами (r = 0,311, r = 0,220).

 

 

 

Рисунок 2.1 Показатели корреляции между девушками и юношами  по методике «жизненное предназначение».

Таким образом, можно сказать, что рост гармоничности способствует приоритету духовных ценностей над материальными. Для девушек наиболее значимо самоусовершенствование. Это свидетельствует о духовных исканиях высоко гармоничной личности. Чем выше гармоничность личности, тем более зрелой ценностной системой она руководствуется. Все высшие потребности духовного порядка — потребность в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении — являются потребностями саморазвития.

По методике (СЖО) адаптация Д.А. Леонтьева, было выявлено, что у 50% юношей и у 20% девушек  выражена 2 субшкала - Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.  Эта шкала – показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Разница по показателю – юноши  r = 0, 452, девушки r = 0, 212. У юношей разница по показателю выраженности Субшкалы 1. цели в жизни r = 0,132. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.  У девушек выражена субшкала 1. цели в жизни, с разницей по показателю r = 0,380. Шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. 

                                                

Рисунок 2.2. Показатели корреляции между девушками и юношами  по СЖО

По методике исследования системы жизненных смыслов В.Ю.Котлякова, были получены следующие результаты: выражены такие категории как, альтруистическая категория разница в корреляции между юношами и девушками в системе жизненных смыслов (r 0,127, r 0,375), т.е. бескорыстная помощь другим людям, основное желание оказать благо другим, является основной для системы жизненных смыслов. Экзистенциальная категория разница в корреляции между юношами и девушками  в системе жизненных смыслов (r 0,252, r 0,275), т.е. это основная категория жизненных смыслов, характеризующаяся как цель подлинного существования является свобода как выбор позиции по отношению к жизни и миру. Гедонистическая категория в системе жизненных смыслов, разница в корреляции между юношами и девушками  в системе жизненных смыслов (r 0,261, r 0,218) – направленность на комфорт и безмятежность.

 

               

 

 

                    

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте у девушек в системе жизненных смыслов выражены такие категории как альтруистические и экзистенциальные. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе: проведя  исследования о представлениях смысла жизни в подростковом возрасте, получив и обработав данные с помощью математического анализа, можно сделать вывод о том, что у девушек, более сформированы представления о жизненных предназначениях, достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) и активности процесса осуществления жизненных задач. Осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, вера в их осуществление - для реализации своих жизненных ориентаций. Смысложизненные ориентации больше направлены на постановки и достижения целей в жизни, наличие осмысленности и направленности на перспективы. Результативность и самореализация в этом возрасте  достаточно осмысленна. Чем у юношей, у которых больше направленность на эмоциональное насыщение, интерес и процесс жизни. 

Но  большинство испытуемых девушек не смогли определить  степень выраженности одной  категории системы жизненных смыслов. В отличии от юношей, где у большинства в системе жизненных смыслов выражены такие категории как экзистенциальные и гедонистические. Юноши более определены в своей системе жизненного смысла.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных  целей важна для сохранения психического и психологического здоровья человека в любом возрасте. Особую важность проблема поиска смысла жизни приобретает  в подростковом возрасте. По мнению В. Франкла, именно в этом возрасте вопросы смысла жизни наиболее  насущны. В процессе взросления, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности» [46].

Структурно-содержательные характеристики смысла жизни отражают глубинные, внутренние и внешние  направления жизненных отношений  личности, а также общую направленность ее жизни, согласованность ресурсов и способов их реализации. На основе теоретического анализа научной  литературы нами были систематизированы  и конкретизированы структурно-содержательные характеристики смысла жизни. На юношеском  этапе онтогенеза они определяются особенностями индивидуального  и возрастного развития молодых  людей. Переход в новые социальные отношения и формирование взрослого  мировоззрения происходят на основе структурно-содержательного усложнения смысла жизни, расширения опыта осознания, рефлексии и интеграции социальных ценностей.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в  мире людей. При этом мировоззренческий  поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен  универсальный ответ, формула, которая  разом бы объяснила ему и смысл  собственного существования, и смысл  существования человечества в целом.

Подростковый возраст  сложен тем, что именно в это время  происходит становление мировоззрения  личности. Предпосылками к его  формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный  опыт, во-вторых – способность к  абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

Нами были исследованы  представления подростков о смысле жизни, были выявлены несколько психологических аспектов понимания подростками понятия смысла жизни, которые  связанны с личностными особенностями подростков и их полом. В особенности это связанно с появлением собственного Я, формированием представление о жизненных предпочтениях, осознанность предназначений. 

В ходе исследования выявлено, что у девушек, более сформированы представления о жизненных предназначениях, осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, чем у юношей, у которых больше направленность на эмоциональное насыщение, интерес и процесс жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. - 237 с.
  2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999.
  3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1994. Т.5. №5. С. 63 - 70.
  4. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 т., Т. 1. М., 1990. – 232 с.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. – 338 с.
  6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. - 344 с.
  7. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2 т. М., 1985.
  8. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
  9. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
  10. Беляева Т.Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценностях человека // Ежегодник РПО, т. 1, Вып. 2. М., 1995. - С. 102 - 103.
  11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - с. 270.
  12. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991. – 512 с.
  15. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // М– 2002. – №1. – С.96–105.
  16. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102 - 109.
  17. Дербенев Д.П. Социальная адаптация детей . М.: Социальный журнал №1/2. 1997.
  18. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987. – 241 с.
  19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1997. – 87 с.
  20. Елизарова А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995. – 24 с.
  21. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
  22. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. – С.30–32.
  23. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.-222с.
  24. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982 – 128 с.
  25. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
  26. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №4. - с. 130-136.
  27. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. - с. 3-12.
  28. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 1979. - 175 с.
  29. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – 992 с.
  30. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
  31. Круглов Б.С. Социальная направленность личности //Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. - с. 12 - 14.
  32. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144.
  33. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2003. – 304 с.
  34. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М. 1992.-17 с.
  35. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентация (СЖО). М., 1992.-16 с.
  36. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.
  37. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989, - 311 с.
  38. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – 448 с.
  39. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 35 - 38.
  40. Островская К.В. В поисках ценностей. М., 2000. – 151 с.
  41. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - 288 с.
  42. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. - 240 с.
  43. Смирнов, Д.В. Социальная психология. - М.: 2005.
  44. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл. - Москва,1998.
  45. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. В 2-х т. М., 1986. - 408 с.
  46. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
  47. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В. Бурменской. М, 1993. - 480 с.
  48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
  49. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.
  50. Чудновский, В.Э. К вопросу психологической сущности устойчивости личности// Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С.87-92
  51. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЯ

                     Таблица 2.1. Жизненное предназначение  девочек - подростков.

№Исп.

Исп./творец

Руков./подчин.

Поддержка себя/других

Ориентация ситуат/духов.

Дейст.жизнен.предназн.

Гармон. Осущ.жиз.предназн.

1

4       2.5

  4         3

3         3

4          2

  1

Н

2

4       1.5

  2         4

3       1.5

3.5       1.5

  1

Н

3

3       1.5

3.5       2

3.5    1.5

4          1.5

  1

Н

4

3       1.5

  3        1.5

4        2

2          3.5

  3

С

5

3         4

  4         2

2        3.5

2          4

  3

С

6

1       4.5

  4         1

3.5      5

3          3

  3

С

7

1       4.5

  4         1

3.5      5

3          3

  3

С

8

3         2

  4.5      3

1.5      4

4.5       2

  4

В

9

4         2

  2         4

2        3.5

2          4

  4

В

10

4.5      3

1.5         4

1.5       3

1         3.5

  4

В

Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков