Представление о смысле жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33

Файлы: 1 файл

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

В. Франкл дал очень подробную характеристику потребности человека в поиске смысла жизни. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [9].

Для С. Л. Рубинштейна смысл  человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать  из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [23].

Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека.

 

 

 

1.2 Понятие смысла жизни личностью

 

Основным моментом в определении  психологической структуры смысла жизни является отношение ее к  каждой личности, место в системе  ее свойств. Под личностью понимается система социально значимых качеств  индивида, мера овладения им социальными  ценностями и его способность  к реализации этих ценностей. В качестве самостоятельных компонентов структуры личности можно выделить: 1. динамику ее психических процессов - темперамент; 2. психические возможности личности, способности; 3. направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии, антипатии, идеалы и мировоззрение; 4. проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. Смысл жизни как психологический феномен непосредственно связан с направленностью личности, в том числе с ее мировоззрением.

Смысл жизни как концептуальное образование имеет в качестве логической сердцевины категорию цели, устремленность к целевому пониманию  индивидуальной жизни. Психологическое  бытие концепции смысла жизни  обязательно включает в себя эмоционально-волевые  компоненты. Основные моменты концепции  смысла жизни таковы, что они не могут существовать вне мировоззренческого опосредования и оформления. Это значит, что центральным, интегрирующим ядром личности является ее мировоззрение. 

        Л.В. Никанорова   рассматривает мировоззрение личности как обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое место в нем, понимание и эмоциональную оценку человеком смысла его деятельности, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.             Мировоззрение - это особое образование человеческого сознания, не сводимое ни к одной другой его форме. Специфика этой духовной сферы состоит в том, что она является высшим уровнем самосознания человека и духовно-практического освоения действительности, т.е. отражением реальности с позиции коренных потребностей субъекта, с позиций его конечных целей и идеалов [25].

    По мнению Сержантова В.Ф., система ценностных ориентаций человека возникает на основе усвоения функционирующих в обществе систем ценностей, она оформляется в индивидуальной системе аксиологических функций индивида, интегрирующим ядром которой является смысл жизни.  Смысл жизни как личностный феномен - стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь в той или иной степени осознаваемая.

 Формой проявления  смысла жизни автор называет  идеал - идею, к реализации которой надлежит стремиться, или некоторую цель, выраженную в системе взаимосвязанных идей. Многие психологи отрицают эту идею долженствования [39].

Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:

Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых  заключается атрибут ценности и  которые существуют независимо от субъективных оценок людей.

Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или  системы ценностей) для индивида.

Значимость ценности для  индивида можно понимать в трех значениях:

Качества вещей, на которые  направлены усилия человека или которые  удовлетворяют его потребности.

Положительно оцениваемые  индивидом объекты.

Критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [32].

Болгарский исследователь  В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом: ценности существующие или наличные - актуальные; ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные. При дальнейшем анализе целевых ценностей их можно классифицировать как ценности - цели и ценности - идеалы, далее, ценности - желания и ценности - должного (нормативные) [28].

Венгерский исследователь  Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:

Общественно - политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к  общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.).

Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность  согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.).

Интерперсональные ценности, или ценности отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения).

Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль).

Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление).

Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка, прежде всего предметов потребления) [33].

Ценностные ориентации оказывают  влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия в зависимости от ценностных ориентации могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентации. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играет роль обратной связи между личностью и обществом и определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности.

Ценностные ориентации как  устойчивые свойства личности формируются  и развиваются в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18-23 года. И.С. Кон называет этот период поздней юностью или  началом взрослости [44]. Как отмечает Б.Г. Ананьев, с началом самостоятельной  общественно - трудовой деятельности строится собственный статус человека. Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Однако, под влиянием обстоятельств  жизни ценностные ориентации и представления  могут все более отдаляться от прежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем  не менее, наиболее ценные традиции. 

Следующая работа связана  с рассмотрением смысла жизни  с точки зрения становления личности, ее развития, с которым меняются смысловые ориентиры.

С точки зрения Делокарова К.Х., проблема смысла есть проблема выбора человеком себя как личности. Жизнь есть не что иное как самосозидание, в процессе которого рождаются “смыслы”, т.е. смысл жизни не представляет из себя чего-то абсолютного, разные смыслы детерминируют в одном человеке на разных этапах жизненного пути. Однако есть некий стержень, “смысл смыслов”, который делает человека открытым, его перестают мучить вечные сомнения, терзания, так ли он живет.

Уровень развития личности   характеризуется единством двух ипостасей: насколько данная личность осознала смысл своего бытия и насколько она “построила” себя (достигла смысла).

Две последние точки зрения представляются нам во многом  противоположными, т.к. во втором случае подразумевается постоянная динамика личности и ее смысловых структур, смысл жизни как выбор себя как личности, в первой статье говорится о смысле как о стратегической цели на всю жизнь, своеобразном плане и идеалах, к которым надлежит стремиться, т.е. подразумевается статичность смысла как психологического образования - мы должны создать план на всю жизнь и следовать ему соотнося свои действия с неким идеалом. Это отрицает какую бы то ни было свободу личности, так же, как и духовность - стремление к смыслу смыслов, делающих человека открытым миру.

      Соответственно с определением смысла жизни через понятие направленности Немировский В.Г. условно выделяет 9 основных концепций смысла жизни.

1. Высшим смыслом жизни  является созидательно-альтруистический - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться своими интересами.

2. Социально-творческий человек  видит смысл жизни в создании  духовных и материальных ценностей.

3. Социально-демографический  смысл жизни заключается в  рождении и воспитании детей  и внуков.

4. Группа концепций смысла  жизни, способствующих прогрессивному  развитию индивида (а тем самым  и общества), включает различные  варианты игровой деятельности:

    • ориентированную преимущественно на духовное развитие личности
    • на физическое развитие индивида
    • комплексную игровую деятельность
    • пассивную, не способствующую развитию индивида.

5. Престижная концепция  смысла жизни характеризуется  совокупностью различных способов  повышения своего социального  статуса и своей значимости  в глазах окружающих.

6. Для лидерской концепции свойственно тесно связанное с престижной направленностью стремление к власти над людьми в любых формах, причем известность и слава, которые приносит власть, воспринимается как залог обретения бессмертия в памяти людей.

7. К гедонистическому  типу относятся люди, которые  стремятся к различного рода удовольствиям.

8. Конформистский смысл  жизни характеризуется стремлением «Жить как все», ничем не выделяясь. Самоотождествление себя с неким сообществом, растворение в человеческой массе дает ощущение личного бессмертия.

9. Теологический или религиозный  - означает служение богу в той или иной форме.

Любая концепция смысла жизни  представлена в сознании личности как  ее направленность, в которой можно  выделить 2 уровня:

Высший уровень направленности наиболее полно воплощает представление  личности о смысле жизни, включая  представление о мире и своем  месте в нем, отношении к себе и другим людям, жизни и смерти. На этой основе формируются смысло-жизненные принципы, главные жизненные цели (терминальные ценности) и морально-этические средства их достижения (инструментальные ценности). Данный уровень можно назвать мировоззренческой направленностью.

Низший уровень включает прежде всего жизненные ориентации, т.е. иерархию сфер жизнедеятельности в сознании личности и ее отношение к этим сферам. Это социальная направленность личности. Она характеризует в какой сфере социальной деятельности человек преимущественно реализует свои представления о смысле жизни и каковы эти представления. На этом уровне концепция смысла жизни конкретизируется в детальных жизненных планах. 

Интересна следующая точка  зрения, предполагающее деление различных  ключевых моментов смысла жизни не только на внешнее и внутреннее, а и противопоставление смысла и  тому, и другому. Смысл жизни с  этой точки зрения можно определить как “находящийся над внешним и внутренним”, интегрирующий и согласовывающий противоречия механизм гармонизации бытия и психологического благополучия. 

Чудновский В.Э. рассматривает феномен смысла жизни с точки зрения соотношения «внешнего и внутреннего». Он говорит, что смысл жизни - это особое психологическое образование, имеющее свою специфику возникновения, этапы становления, психологическую структуру. Суть смысла жизни как психологического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего и внутреннего», он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система противовесов, не допускающих одностороннего подчинения «внешнего» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, сиюминутных интересов [50].

Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков