Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:43, дипломная работа
Целью исследования является изучение представлений подростков о смысле жизни и их составляющих.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Подытожить и обобщить материал, накопленный в психологии жизненного смысла.
2. Изучить представления подростков о смысле жизни.
4. Сравнить представления о смысле жизни юношей и девушек при помощи методов математической статистики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...…..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………7
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии ……….7
1.2 Понятие смысла жизни личностью …………………………………………...11
1.3. Психологические аспекты смысла жизни в подростковом возрасте ………19
ГЛАВА 2.Экспериментально-психологическое изучение
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ…………………..23
2.1.Методический аппарат исследования…………………………………............23
2.2.Констатирующий эксперимент и его результаты……………………............26
Заключение ……………………………………………………….……………31
Список использованных источников ……………………………...33
Говоря о смысле жизни, мы не можем обойти работы В. Франкла, потому как вся его теория и созданная им логотерапия опираются на этот феномен.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом. Это основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Смысл в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта и т.д. Но вопрос нахождения смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопросы о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится на него отвечать - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.
Правильной будет постановка вопроса не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент времени. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации смысл меняется. Мы не можем выбрать себе смысл, мы можем выбрать лишь призвание, в котором обретем смысл.
Проводя параллель с законами выделения фигуры из фона Франкл пишет, что восприятие смысла есть осознание возможности на фоне действительности или осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации. Цель логотерапии - расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе каждая ситуация. «Все, что мы можем сделать - это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом данной ситуации».
Найдя смысл необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. В. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, неповторимости тех возможностей, которые предоставляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл жизни, человек тем самым осуществляет себя, самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает до последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.
В психологических исследованиях
показано, что одним из личностных
образований, которые выполняют
интегрирующую функцию в
Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа.
Многими психологами период подросткового возраста определяется как важный, уникальный, но вместе с тем — сложный, критический, конфликтный. Развивающаяся личность вдруг обнаруживает, что внутри нее существует целый новый мир переживаний, который живет по своим собственным законам, мир пугающий и манящий одновременно. Главным психологическим приобретением этого периода, по Шпран-геру, является открытие «Я», своего внутреннего мира, развитие рефлексии и самосознания. Как отмечает И.С. Кон, открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.
С. Холл, считая, что онтогенез повторяет основные стадии филогенеза, соотносил подростковый и юношеский возраст с эпохой романтизма. Видимо, на определенном этапе развития человечества в первом случае и каждой конкретной личности — во втором с необходимостью рождается потребность выделить себя, отгородиться от окружающих, дабы открыть себя, свое «Я». Этот этап немыслим без ухода в себя, прислушивания к себе, к своим переживаниям.
Большинство исследователей считают, что на этом возрастном этапе личность переживает свое «второе рождение». Но мало кто из психологов, изучая этот возраст, напрямую касался проблемы одиночества. А ведь именно в этом возрасте одиночество субъективно воспринимается как болезнь. Мы бы сказали — «болезнь роста личности». Душа юноши или девушки рвется к раскрытию нового для нее мира чувств, переживаний, но, сталкиваясь с непониманием, осознает, как катастрофически одинока она в этой Вселенной.
В юности приходит чувство более глубокое и более продолжительное, а главное — как правило, не зависящее от внешних причин и переживаемое как «смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить». Именно ощущение внутренней пустоты является одним из основных субъективных показателей одиночества — это выявлено эмпирически во многих зарубежных исследованиях. Но возникает вопрос: почему же внутри ощущается пустота, ведь объективно ее может и не быть? Для данной возрастной группы многие негативные переживания, на наш взгляд, можно объяснить маргинальностью (промежуточностью) положения юношей и девушек. Недаром этот возраст называют «переходным» — переходным из мира детства в мир взрослости.
Осознавая себя порой уже взрослыми, самостоятельными людьми, ориентируясь в большей степени на внешние изменения, происходящие в результате физического созревания, многие внутренне еще остаются детьми. Об этом свидетельствует даже тот факт, что только с 16 лет юноши и девушки начинают в основном ориентироваться на собственные внутренние, а не на внешние критерии при оценке себя и своих поступков (по данным исследований Д. Эллис, У. Гемэн, У. Катценмайер). Система ценностей, свое мировоззрение, представление о счастье складывается у большинства только к 17—18 годам. Все то время (с 13—14 лет), пока происходит рост самосознания, пока из диффузной самооценка превращается в стабильную, развивающаяся личность периодически или постоянно испытывает одиночество. Уже существующие связи с миром не устраивают ее, а новые еще не выкристаллизовались. Кроме того, лишь в этом возрасте человек начинает осознавать вещи доселе ему неведомые (например, то, что он является не только членом своей семьи, учеником какого-то класса, но и жителем Земли). Расширяясь, границы соотнесения себя с другими, с миром в целом приносят новые ощущения собственной сопричастности всему, но и дают понять, с другой стороны, свою «ничтожность» даже в масштабах мыслимой Вселенной, что приносит дополнительные негативные переживания. Процесс этот у каждого идет по-разному — более или менее конфликтно, болезненно, более или менее продолжительно — все зависит от личностных черт, от условий развития и т.д. Как утверждает К. Конрад, юность «обладает "шизоидными" свойствами. Поэтому у «шизоидного» подростка она протекает драматично и болезненно, а у «циклоидного»— легко, ибо тип его личности уравновешивает возрастные тенденции (склонность к уходу в себя, самонаблюдение и т.п.)».
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает А. Н. Леонтьев, – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру [33].
Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся
в основном в поиске смысла собственного
существования, сопровождаются переоценкой
ценностей, изменением отношений к
установившимся «правилам» и авторитетам,
склонностью к
Выводы по 1 главе:
В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интернациональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого». Смысл жизни как психологический феномен непосредственно связан с направленностью личности и ее компонентами, в том числе с ее мировоззрением. Подростковый возраст сложен тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.
ГЛАВА 2.Экспериментально-
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
2.1.Методический аппарат исследования
Цель исследования: изучение представлений подростков о смысле жизни.
Задачи:
Предмет исследования: представление подростков о смысле жизни
Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 15 лет.
Характеристики:
Были выбраны 20 учеников, 10 мальчиков и 10девочек, школы – гимназии № 8 с русским и украинским языками обучения, возрастом от 14 до 15 лет.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика "ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ" (О.И.МОТКОВ)
Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности.
Методика позволяет выявлять
как содержание, так и характер
осуществления жизненных
В данной методике
достаточно высокая степень
Цель данной методики – изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я.
Данная методика количественно
измеряет наличие цели жизни и
позволяет тем самым
1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность,
наличие или отсутствие в жизни испытуемого
целей (намерений, призвания) в будущем,
которые придают жизни осмысленность,
направленность и временную перспективу.
2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная
насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность
своей жизнью в настоящем, восприятие
процесса своей жизни как интересного,
эмоционально насыщенного и наполненного
смыслом. Содержание этой шкалы совпадает
с представлением о том, что единственный
смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. «Результативность жизни или удовлетворенность
самореализацией». Измеряет удовлетворенность
прожитой частью жизни, оценку пройденного
отрезка жизни, ощущение того, насколько
продуктивна и осмысленна была прожитая
ее часть.
4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)».
Характеризует представление о себе как
о сильной личности, обладающей достаточной
свободой выбора, чтобы построить свою
жизнь в соответствии со своими целями
и представлениями о ее смысле, контролировать
события собственной жизни.
5. «Локус контроля - жизнь или управляемость
жизни». Отражает убежденность в том, что
человеку дано контролировать свою жизнь,
свободно принимать решения и воплощать
их в жизнь, убежденность в том, что жизнь
человека подвластна сознательному контролю.
3. Методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю.Котлякова.
Методика состоит из списка из 27 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Испытуемым предлагается сделать рейтинговую оценку представленного списка. Чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе жизненных смыслов человека, и наоборот. В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, можно оценить представленность, каждой из категорий в личной системе жизненных смыслов человека: 18-24 балла – смыслы этой категории представлены слабо, 10-17 баллов – смыслы этой категории представлены достаточно в системе жизненных смыслов; 3-9 баллов - смыслы этой категории доминируют в системе жизненных смыслов человека. Эта методика позволяет определить выраженность восьми категорий жизненных смыслов: альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные и когнитивные.
Информация о работе Представление о смысле жизни у подростков