Представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия лекции;
- перечислить виды и функции лекции;
- выявить представления студентов о лекциях.
Объектом нашего исследования являются лекционные занятия.
Предметом нашего исследования являются представления будущих педагогов-психологов о видах лекций.
Объектом исследования являются виды лекционных занятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ………………………………...5
Понятие лекции. Особенности лекционных занятий……...…….5
Структура и функции лекционных занятий…………………….11
Виды лекционных занятий……………………………………….15
Принципы преподавания лекции………………………………..19
Вывод по первой главе……………………...…………………………..22
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВИДАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………....24
Характеристика этапов и методов исследования…………...….24
Интерпретация результатов………………………………….…..25
Вывод по второй главе……….………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 73.93 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ………………………………...5

    1. Понятие лекции. Особенности лекционных занятий……...…….5
    2. Структура и функции лекционных занятий…………………….11
    3. Виды лекционных занятий……………………………………….15
    4. Принципы преподавания лекции………………………………..19

   Вывод по первой  главе……………………...…………………………..22

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ О  ВИДАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………....24

    1. Характеристика этапов и методов исследования…………...….24
    2. Интерпретация результатов………………………………….…..25

   Вывод по второй главе……….………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лекция - это традиционная форма группового обучения. С лекции начинается каждая новая тема и за ней следуют практические и лабораторные занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д. [4, c.28] Поэтому от того, как проведена лекция, зависит результативность следующих этапов обучения. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Хорошая лекция - это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова [2, c.13]. Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Известный русский педагог Н.И.Пирогов называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях [8, c.43].

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы  образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли  научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды  и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места  и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном  этапе образования предъявляются  разнообразные требования. Вузовская  лекция - ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель - организация  ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала [3, c.32].

 Многие отечественные  знаменитые ученые были замечательными  лекторами. Тимирязев говорил  по этому поводу, что «лектор  должен быть не фотографом, но  художником, не простым акустическим  инструментом, передавая устно почерпнутое  из книг, все должно быть переплавлено творчеством». По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей.

Целью данной работы является изучение представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия  лекции;

- перечислить виды и функции лекции;

- выявить представления  студентов о лекциях.

Объектом нашего исследования являются лекционные занятия.

Предметом нашего исследования являются представления будущих педагогов-психологов о видах лекций.

Объектом исследования являются виды лекционных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

    1. Понятие лекции. Особенности лекционных занятий

Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана [6, c.56].

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Уровень педагогического  мастерства преподавателя обусловлен степенью сформированности его умений как результата овладения комплексом знаний. Эти умения можно разделить  на три группы: проектировочные, конструкторские  и организаторские.

Подготовка лекции непосредственно  начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного  курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая  программа, учитывающая специфику  содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая  программа динамична, и каждый преподаватель  имеет возможность внести в нее  свои изменения [7, c.49]. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Структура лекционного курса  обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части  определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли.

После определения структуры  лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией  предполагает примерно следующие этапы [12, c.368]:

- отбор материала для  лекции;

- определение объема и  содержания лекции;

- выбор последовательности  и логики изложения; 

- подбор иллюстративного  материала; 

- выработка манеры чтения  лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала  необходимо ознакомиться с действующим  законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями  к действующим законам и проблемными  статьями в периодической литературе [4, c.30]. Далее, лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину [5, c.243]. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выноситься на экзамен. При этом, объем времени, отводимого на самостоятельную работу, не должен превышать 30-40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Кроме того, при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по вашему мнению, он должен обязательно усвоить.

Приступая к решению вопроса  об объеме и содержании лекции, следует  учитывать ряд особенных, специфических  черт этого вида занятий, в том  числе и дидактическую характеристику лекции.

Организационно-методической базой проведения лекционных занятий  является рабочий учебный план направления  или специальности, который устанавливает  состав учебных дисциплин, изучаемых  в текущем году. Для этого на основе учебного плана направления  или специальности, разработанного на полный нормативный срок обучения, объем часов аудиторных занятий, отведенный для каждой дисциплины, делится на часы лекционных, практических, лабораторных и других занятий кафедрами, ответственными за дисциплину («закрепленными» кафедрами) с указанием формы контроля, текущей и итоговой аттестации обучаемых.

Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать  требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся [7, c.45]:

- научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;

- методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;

- глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

- вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;

- использование технических средств обучения, наглядных пособий, плакатов и по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. усиливающих эффективность образовательных технологий.

Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие  этапы:

- формулировку темы лекции;

- указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;

- изложение вводной части;

- изложение основной части лекции;

- краткие выводы по каждому из вопросов;

- заключение;

- рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.

Если  говорить о методике чтения лекций, то следует отметить, что начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению. Речь лектора в течение всей лекции должна быть четкой, выразительной, логичной, достаточно громкой, с вариациями тембра и интонаций [12, c.363]. Для активизации восприятия излагаемого материала студентами следует использовать различные педагогические приемы - краткость изложения, применение освежающих отступлений, методы наглядной информации и др. Преподаватель должен широко применять речевые средства активизации внимания, к которым относятся:

- использование  литературных образов, цитат,  крылатых выражений; 

- использование  разностильной, экспрессивной лексики; 

- художественность  изложения: речевые аналоги, контрасты,  парадоксы, 

афоризмы;

- интонационная  выразительность: перемена тона, темпа, тембра;

- внутренняя  диалогичность. 

Эффективными  педагогическими приемами, позволяющими повысить качество лекционного занятия, могут быть психолого-педагогические средства активизации внимания и  интереса - проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в  лекции; выделение основных положений; приемы установления первичного контакта; использование личностных установок; доводы от авторитета, от личности; - опора  на контрольные группы для обратной связи; укрепление рабочих контактов  на всех этапах чтения лекции.

Для мобилизации  внимания слушателей лекции применяют  также следующие приемы - прием  новизны; прием взаимодействия интересов; прием персонофикации; прием соучастия.

К аудиовизуальным  средствам активизации внимания, памяти и интереса относятся структурно-логические схемы, таблицы, графики, картины, плакаты, видеофильмы и презентации, звукозаписи.

Внимание  аудитории лектор должен не только завоевать, но и удержать, для этого можно рекомендовать:

- не доказывать  очевидного и не опровергать  невероятного;

- не доказывать  большего, когда можно ограничиться  меньшим;

- отбросить  все посредственные и ненадежные выводы;

- не спорить  против несомненных доказательств  и верных мыслей противника;

- не договаривать, когда факты говорят за себя;

- главное  - избегать однообразия. 

Выбор последовательности и  логики изложения материала –  один из этапов работы над лекцией. Существуют следующие методы изложения – методом индукции, дедукции или аналогии [7, c.69].

Индуктивный метод состоит  в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда  обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении  или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим  числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения  делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения  состоит в движении от общего к  частному. Дедукцией пользуются в  том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом  явлении по сходству с другими  известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными  и характеризовать явление с  различных сторон.

Информация о работе Представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий