Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия лекции;
- перечислить виды и функции лекции;
- выявить представления студентов о лекциях.
Объектом нашего исследования являются лекционные занятия.
Предметом нашего исследования являются представления будущих педагогов-психологов о видах лекций.
Объектом исследования являются виды лекционных занятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ………………………………...5
Понятие лекции. Особенности лекционных занятий……...…….5
Структура и функции лекционных занятий…………………….11
Виды лекционных занятий……………………………………….15
Принципы преподавания лекции………………………………..19
Вывод по первой главе……………………...…………………………..22
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВИДАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………....24
Характеристика этапов и методов исследования…………...….24
Интерпретация результатов………………………………….…..25
Вывод по второй главе……….………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Характерная логическая ошибка многих лекторов - начать доказывать одно, а закончить доказательством другого (потеря тезиса). Если лектор запутался в доказательстве, то он не должен искать выхода в преднамеренной «подмене тезиса». Неправильными доводами нельзя доказать даже истинного тезиса. Логическая ошибка в этом случае называется «ложным основанием». Истинность доводов должна быть доказана независимо от тезиса. В противном случае доказательство становится невозможным.
Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя [4, c.43].
Для научной лекции характерны ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость.
Лектор должен стремиться к чистоте языка. Избегать, как нарочитого усложнения речи, употребления разных штампов, так и слов-паразитов («значит», «так сказать», «понимаете») и вульгаризмов.
Принцип доступности лекции
предполагает, что содержание учебного
материала должно быть понятным, а
объем этого материала
Установлено, что эффективность усвоения падает, если, стремясь к доказательности, лектор приводит больше аргументов, больше данных, чем требуется в конкретной ситуации. Это обусловлено так называемым «законом убывающей отдачи», согласно которому любые излишества в доказательствах и вообще в воздействии на обучаемого приводят к отрицательному результату.
Ну и, наконец, ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции возможно учесть и отразить то новое, что появилось в законодательстве, литературе, практике, политике. Как пишет проф. С.М. Корнеев: «В лекции должна ощущаться свежесть материала, чувствоваться дыхание времени».
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят [5, c.40]:
- взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
- взаимосвязь частей изучаемого материала;
- обобщение изученного материала;
- стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
- единообразие структуры построения материала.
Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80 % всей информации, а лишь 20-30 % за счет остальных органов чувств.
Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.
Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции [5, c.49].
Вывод по первой главе
Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
- она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
- вооружает студентов
методологией изучения
- лучше и полнее других
форм компенсирует устаревание
или отсутствие современных
- органично сочетает обучение с воспитанием;
- нацеливает студентов
на самостоятельную работу и
определяет основные ее
Лекционная форма преподавания
обладает рядом достоинств: это наиболее
экономичный способ обучения, эффективна
по степени усвоения, одно из наиболее
действенных средств
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что:
во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;
во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса;
в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса [10, c.32].
Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие для них требования:
- лекция должна быть безукоризненной в научном отношении.
-лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и удачного учебника.
- лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов.
- лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
- лекция должна быть яркой и убедительной.
Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВИДАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Характеристика этапов и методов исследования
Конкретное содержание лекций
может быть разнообразным. Оно включает:
изложение той или иной области
науки в ее основном содержании:
освещение задач, методов и успехов
науки и научной практики; рассмотрение
различных общих и конкретных
проблем науки, техники и культуры;
освещение путей научных
На всех лекциях всегда можно установить, как состояние излагаемого учебного материала, так и его понимание и усвоение студентами по таким, например, признакам как внимание, интерес, вопросы к лектору и т.д. На хороших лекциях процесс рассмотрения учебной информации вполне управляем, и та обратная связь, которая для этого необходима, реально существует. На посредственных же и слабых лекциях обратная связь проявляется по-иному, там действительно студенты только делают вид, что слушают, а иногда и не скрывают, что не слушают, занимаясь иными, посторонними делами.
Ясно, сколь важным является вопрос о качестве изложения лекционного материала. На лекциях нужны дерзания ученого, открытия новых страниц науки, тогда и обратная связь будет такой, какой ей надлежит быть.
Целью нашего исследования является изучение представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий.
В процессе исследования решены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия лекции;
- перечислить виды и функции лекции;
- выявить представления студентов о лекциях.
Решали, поставленные задачи с помощью опросника [Приложение].
2.2 Интерпретация результатов
Базой для проведения исследования выступило УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи. Выборку исследования составили 30 человек (студенты специальности «Дошкольная педагогика. Практическая психология»).
Студентам было предложено ответить на 10 вопросах о лекционных занятиях. С помощью данного опросника, мы выявили представления будущих педагогов-психологов о лекционных занятиях.
По итогом, проведенного опроса, мы можем сказать, что 77% (23 человека) опрошенных имеют правильное представление о лекционных занятиях.
При ответе на вопросы, данные студенты охарактеризовали лекции, как:
- традиционная форма обучения в ВУЗе (17 человек – 74%);
- форма группового обучения в ВУЗе (4 человека – 17%);
- последовательное, устное
изложение материала
Все данные определения лекционных занятий являются верными.
23% (7 человек) имеют невнятное
представление о лекционных
Рисунок 2.1 – Представления будущих педагогов-психологов о лекционных занятиях.
Рисунок 2.2 – Определение понятия «лекция»
С классификацией лекций по способам подачи учебного материала справились 87% (26 человек).
С классификацией лекций по месту в учебном курсе справились 93% (28 человек).
Одним из главных преимуществ лекционных занятий в сопоставлении с обучением по книгам, студенты видят возможность задавать вопросы. Так считают 100% (30 человек) опрошенных.
При ответе на вопрос, касающийся требований к лекционным занятиям, были следующие ответы:
- свободное посещение лекционных занятий (30 человек – 100%);
- лекция должна быть рассказана, а не зачитана (28 человек – 93%);
- под запись должны даваться основные моменты (30 человек – 100%);
- лекция должна содержать новый материал, то, что студенты не найдут в учебнике (25 человек – 83%).
К наиболее эффективным видам лекций, студенты отнесли:
- проблемная лекция (27 человек – 90%);
- лекция-пресс-конференция (21 человек – 70%);
- лекция-дискуссия (18 человек – 60%).
Вывод по второй главе
Таким образом, нами было проведено анкетирование студентов по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология», для выявления представлений студентов о видах лекционных занятий.
Мы предложили студентам ответить на 10 вопросов, связанных с пониманием ими понятия лекционных занятий, их видов и методики проведения.
При анализе полученных результатов, мы можем сделать вывод, что большая часть опрошенных студентов, а именно 77%, имеют правильное представление о лекционных занятиях.
Практически все студенты смогли дать правильную характеристику видам лекционных занятий.
Полученные результаты, говорят о том, что студенты данной специальности понимают назначение, знают основные характеристики лекций и знакомы с основными видами лекционных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы [6, c.56].
Информация о работе Представлений будущих педагогов-психологов о видах лекционных занятий