Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:18, диссертация
Целью данного исследования является выявление особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке.
К задачам данной работы можно отнести:
Теоретическое изучение семьи и брака, социальных представлений, а также, представлений членов семьи о своей семье.
Выделение временных диапазонов, во время которых представления женщин о семейных отношениях претерпевают изменения.
Проведение исследования для выявления особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным опытом жизни в браке.
Анализ сходств и различий брачно-семейных представлений у женщин с разным опытом жизни в браке.
Выявление связей между представлениями женщин о семейных отношениях и личностными особенностями
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6
1.1. Семья как психологический феномен 6
1.1.1. Определение, исторические виды и психологические характеристики семьи 6
1.1.2. Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи 10
1. 2. Определение понятия социального представления 16
1.3. Представление членов семьи о своей семье 28
1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология 28
1.3.2. Сущность и структура семейных представлений 31
1.3.3. Представление членов семьи о своей семье 37
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1. Цели и задачи исследования 42
2.2. Характеристика методов исследования 43
2.2.1. «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) 43
2.2.2. «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) 44
2.2.3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 46
2.2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 47
2.3 Характеристики выборки 48
2.4. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представлений о семье у женщин 49
3.1. Представление первичных статистик 49
3.2.Сравнение групп 56
3.3. Кластерный анализ 58
3.3.1. Кластерный анализ по стажу в браке 58
3.3.2. Кластерный анализ по ценностным ориентациям 58
3.3.3. Сравнительный анализ «толерантной» и «требовательной» групп 60
3.4. Анализ корреляционных связей 64
3.4.1. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и самооценки 64
3.4.2. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и ценностных ориентаций 66
3.5. Обсуждение результатов 69
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Факультет психологии
Кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности
Руководитель магистерской программы «Психическое здоровье» _________________________Р.Ж. |
Председатель ГАК, профессор ______________ Л.А.Регуш |
Диссертация
На соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология
магистерская программа – Психическое здоровье
1-ый рецензент
к.п.н., ст.преподаватель Студент
Кравченко А.П. Омелькова Ю.В.
______________(подпись) _
2-ый рецензент Научный руководитель
к.п.н., доцент д.п.н., профессор
Яничева Т.Г. Васильева Н.Л.
______________(подпись) _
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 2
ABSTRACT 3
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6
1.1. Семья как психологический феномен 6
1.1.1. Определение, исторические виды и психологические характеристики семьи 6
1.1.2. Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи 10
1. 2. Определение
понятия социального
1.3. Представление членов семьи о своей семье 28
1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология 28
1.3.2. Сущность и структура семейных представлений 31
1.3.3. Представление членов семьи о своей семье 37
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1. Цели и задачи исследования 42
2.2. Характеристика методов исследования 43
2.2.1. «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) 43
2.2.2. «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) 44
2.2.3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 46
2.2.4. Исследование
самооценки по методике Дембо-
2.3 Характеристики выборки 48
2.4. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представлений о семье у женщин 49
3.1. Представление первичных статистик 49
3.2.Сравнение групп 56
3.3. Кластерный анализ 58
3.3.1. Кластерный анализ по стажу в браке 58
3.3.2. Кластерный
анализ по ценностным
3.3.3. Сравнительный
анализ «толерантной» и «
3.4. Анализ корреляционных связей 64
3.4.1. Анализ
корреляционных связей
3.4.2. Анализ
корреляционных связей
3.5. Обсуждение результатов 69
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 84
Для изучения особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем семейной жизни было обследовано 98 женщин с разным опытом семейной жизни: недавно вышедшие замуж (0-3 лет в браке); живущие в браке 4-10 лет; вышедшие замуж более 10 лет назад. Измерялись: представления о семейных отношениях («Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова), «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.), ценностные ориентации («Ценностные ориентации» М. Рокича), самооценка (методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан). Обработка данных: кластерный и корреляционный анализы. Результаты. Представления о семейно-брачных отношениях изменяются после 8 лет стажа в браке. До 8 лет в браке – ориентация на взаимоотношение друг с другом. С 8 до 14 лет в браке - становится более выраженной ориентация на общественные ценности . Со стажем в браке связаны такие представления как отношение к разводу и социальная активность.Из всех шкал самооценки, наибольшую связь с представлениями имеет оценка своей моторной ловкости. Чем выше женщина оценивает свою моторную ловкость, тем больше принимает на себя ответственность, тем больше самостоятельной она считает себя. Представления женщин о семейных отношениях связаны с ценностными ориентациями: представления о родительско-воспитательной функции связаны с выраженностью ориентации на терминальные ценности.
ABSTRACT
To study the concepts of family relationships in women with different experience of family life were examined 98 women with different experiences of family life, who married recently (0-3 years of marriage) living in a marriage 4-10 years, who married more than 10 years ago . Measured: Perceptions of family relations ("Role expectations and aspirations in marriage" (ROP) (A.N. Volkova), "Measurement of plants in a married couple" (Aleshina, Gozman L.Y., Dubovskaja E.M.), values ("The value orientations" by M. Rokeach), self-evaluation (procedure Dembo-Rubinstein modifications A.M. Prihozhan.) Data processing: cluster and correlation analyzes. Results. Perceptions of family and marital relationships change after 8 years part-time status. Up to 8 years of marriage - focus on the relationship with each other. From 8 to 14 years of marriage - is becoming more pronounced focus on social values. With experience in a marriage involves such representations as to divorce and all social social activity. Among all scales of self-esteem, communication with the greatest views, the assessment of their motor dexterity. higher the woman's identification motor dexterity, the more takes on the responsibility, the more independent she thinks to herself. Representations of women about family relationships are associated with value orientations: representations about the parent-education functions associated with the severity of orientation terminal values.
В современной России институт брака и семьи претерпел много изменений и столкнулся с большим количеством проблем. По данным статистических исследований Росстата на первый квартал 2010 года: на 185 969 браков 153 406 разводов, что составляет более 80% всех оформленных отношений.
Эти цифры заставляют всерьез задуматься о причинах такой ситуации, когда изначально радостное событие достаточно быстро заканчивается разрушением счастливых ожиданий и семейных уз. Зачастую это связано с несоответствием идеальных и реальных образов семейной жизни. Т.е. представления о брачно-семейных отношениях претерпевают изменения, что в некоторых случаях ведёт к разводу.
Целью данного исследования является выявление особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке.
К задачам данной работы можно отнести:
Гипотезы:
Объект исследования – брачно-семейные отношения.
Предмет исследования являются представления женщин с разным стажем семейной жизни о брачно-семейных отношениях.
Описание выборки. Выборка состоит из 120 женщин с разным опытом семейной жизни: 1) недавно вышедшие замуж (0-3 лет в браке); 2) живущие в браке 3-5 лет; 3) вышедшие замуж 5 лет назад.
Методы исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявив связь представлений о семье с опытом жизни в браке и некоторыми личностными особенностями, можно создавать программы по формированию, укреплению или корректировке представлений женщин о семье.
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [1]. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества.
Важнейшими характеристиками семьи являются ёё функции, структура и динамика.
Функции семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [1]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейныхотношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье [2].
Структура семьи — состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Наиболее распространенная
структура семьи в нашем
Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов се жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.
Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Duvall Е., 1957). Есть еще целый ряд периодизаций (например, W. Gove, 1973, и A. Barcai, 1981).
Информация о работе Представления о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке