Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:18, диссертация
Целью данного исследования является выявление особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке.
К задачам данной работы можно отнести:
Теоретическое изучение семьи и брака, социальных представлений, а также, представлений членов семьи о своей семье.
Выделение временных диапазонов, во время которых представления женщин о семейных отношениях претерпевают изменения.
Проведение исследования для выявления особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным опытом жизни в браке.
Анализ сходств и различий брачно-семейных представлений у женщин с разным опытом жизни в браке.
Выявление связей между представлениями женщин о семейных отношениях и личностными особенностями
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6
1.1. Семья как психологический феномен 6
1.1.1. Определение, исторические виды и психологические характеристики семьи 6
1.1.2. Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи 10
1. 2. Определение понятия социального представления 16
1.3. Представление членов семьи о своей семье 28
1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология 28
1.3.2. Сущность и структура семейных представлений 31
1.3.3. Представление членов семьи о своей семье 37
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1. Цели и задачи исследования 42
2.2. Характеристика методов исследования 43
2.2.1. «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) 43
2.2.2. «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) 44
2.2.3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 46
2.2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 47
2.3 Характеристики выборки 48
2.4. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представлений о семье у женщин 49
3.1. Представление первичных статистик 49
3.2.Сравнение групп 56
3.3. Кластерный анализ 58
3.3.1. Кластерный анализ по стажу в браке 58
3.3.2. Кластерный анализ по ценностным ориентациям 58
3.3.3. Сравнительный анализ «толерантной» и «требовательной» групп 60
3.4. Анализ корреляционных связей 64
3.4.1. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и самооценки 64
3.4.2. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и ценностных ориентаций 66
3.5. Обсуждение результатов 69
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Противоположный тип семьи
— это семья с
Семья с пониженной способностью к активизации семейных представлений (с примитивизмом семейных представлений) отличается целым рядом особенностей и сталкивается с целым рядом специфических трудностей.
Э. Эйдемиллер выделяет признаки примитивизма семейного представления:
Такое семейное представление
определяет пассивность семьи: все,
что с ней происходит, происходит
исключительно благодаря каким-
Для правильного принятия решения требуется, чтобы перед мысленным взором членов семьи возникли все сцены (все представления, образы) семейной жизни, которые необходимы, чтобы конкретно и полно представить себе проблему. Индивид должен увидеть все «за» и «против», все трудности и задачи, которые надо будет решать с появлением в семье ребенка или с приобретением собаки; все обстоятельства, которые будут важны при ремонте или переезде.
Факторы, затрудняющие активизацию или конкретизацию тех или иных представлений, необходимых для решения проблемы, Э. Эйдемиллер называет психологическими барьерами активизации семейного представления.
В случае психологического барьера индивид в принципе способен активизировать нужное для peшения семейной проблемы семейное представление.
В случае же дефекта семейного представления можно сказать, что у индивида нет представления, нужного для решения проблемы. В силу тех или иных особенностей личной судьбы, воспитания, психологического развития индивид не может представить себе определенные чувства, обстоятельства и т. п. [2]
Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис считают, что немалую роль в развитии представлений семьи о себе играют особенности самой семьи.
1. Развитие процессов коммуникации. Чем интенсивнее и эффективнее члены семьи обсуждают жизнь своей семьи, чем интенсивнее обмениваются эмоциональным опытом, тем более многосторонни представления о своей семье.
Таким образом, представление семьи о себе — это сложное образование, формирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов.
Также, на представления о семье влияют наивные семейные постулаты.
Семейными постулатами Э.Г. Эйдемиллер называет суждения членов семьи о своей семье (т. е. о себе и о других членах семьи, об отдельных сценах в жизни семьи и о семье в целом), которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются (осознанно или неосознанно) в своем поведении.
Можно выделить несколько видов семейных постулатов.
Информация о работе Представления о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке