Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:18, диссертация
Целью данного исследования является выявление особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке.
К задачам данной работы можно отнести:
Теоретическое изучение семьи и брака, социальных представлений, а также, представлений членов семьи о своей семье.
Выделение временных диапазонов, во время которых представления женщин о семейных отношениях претерпевают изменения.
Проведение исследования для выявления особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным опытом жизни в браке.
Анализ сходств и различий брачно-семейных представлений у женщин с разным опытом жизни в браке.
Выявление связей между представлениями женщин о семейных отношениях и личностными особенностями
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6
1.1. Семья как психологический феномен 6
1.1.1. Определение, исторические виды и психологические характеристики семьи 6
1.1.2. Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи 10
1. 2. Определение понятия социального представления 16
1.3. Представление членов семьи о своей семье 28
1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология 28
1.3.2. Сущность и структура семейных представлений 31
1.3.3. Представление членов семьи о своей семье 37
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1. Цели и задачи исследования 42
2.2. Характеристика методов исследования 43
2.2.1. «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) 43
2.2.2. «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) 44
2.2.3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 46
2.2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 47
2.3 Характеристики выборки 48
2.4. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представлений о семье у женщин 49
3.1. Представление первичных статистик 49
3.2.Сравнение групп 56
3.3. Кластерный анализ 58
3.3.1. Кластерный анализ по стажу в браке 58
3.3.2. Кластерный анализ по ценностным ориентациям 58
3.3.3. Сравнительный анализ «толерантной» и «требовательной» групп 60
3.4. Анализ корреляционных связей 64
3.4.1. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и самооценки 64
3.4.2. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и ценностных ориентаций 66
3.5. Обсуждение результатов 69
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Дюваль (Duvall Е. М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.
Но, семья, в том виде, в котором мы её представляем, с её динамикой, функциями и структурой появилась не сразу. На протяжении своего развития она претерпела кардинальные изменения.
На первых
этапах развития человеческого сообщества
семьи, в нашем понимании, не существовало,
имели место беспорядочные
Первой исторической
формой семьи можно считать материнску
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме.
В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.
Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого [5].
Проведя теоретический анализ психологических научных работ, посвященных семье, мы выделили два основных направления понимания семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
В рамках одного
из направлений семья изучается ка
Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии.
При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е.В. Антонюк [5], Ю.Е. Алешина [6] и Л.Я. Гозман [7] предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию.
Наиболее распространенным направлением в психотерапии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психотерапия, или «семейный системный подход» [8]. Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения: 1) целое больше, чем сумма его частей; 2) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.
В рамках психотерапии семьи появляются такие термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования супружеских отношений.
Так, например, в рамках структурной теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи [9, с. 93-104].
По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» [10, с. 52].
Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.
Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир[11], семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен [12] обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.
Обозначенные выше понятия, как и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности взаимодействия семьи с внешним для нее миром.
Однако сам
человек, включенный в семью, «выпадает»
из поля внимания психотерапевтов-
Именно эту проблему психотерапевты пытаются преодолеть, рассматривая такое понятие, как «дифференцированный член семьи» - тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие (теория М. Боуэна) [13].
Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением [5].
Следовательно,
семью необходимо рассматривать
как систему, функционирование которой
будет зависеть от людей, ее составляющих.
Здесь возникают
определенные методологические сложности.
В контексте
культурно-исторической психологии на
семью могут быть распространены
идеи С.Л. Выготского о «совмещенных
психологических системах», т.е. не только
мать и дитя могут быть поняты как особое
системное образование, но муж и жена,
а также муж, жена и дети.
Взгляд на супружеские
отношения как совмещенную психологическую
систему, где в результате взаимодействия
супругов происходит перестройка ценностно-смысловых
составляющих образа мира в процессах
персонализации и персонификации, позволяет
выделить их в качестве предмета общепсихологического
исследования [5].
C постепенным
изменением парадигмы
Новая психологическая
парадигма, отражающая тенденцию движения
психологической научной мысли к постнеклассической
науке (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.Я. Дорфман,
В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.И. Слободчиков),
подходит к рассмотрению человека как
психологической системы.
Теория психологических систем, разрабатываемая В.Е. Клочко[14], которая, представляя собой одно из направлений постнеклассической научной мысли, изучает человека как открытую, самоорганизующуюся психологическую систему, «порождающую психологические новообразования и опирающуюся на них в своем самодвижении» [14, с.65].
Таким образом, выделив человека как открытую, самоорганизующуюся систему, «открытую как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду»[14, с. 78], находящуюся в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей.
Итак, семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [20]. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества.
В данной главе мы изучили важнейшие характеристики: ёё функции, структуру и динамику.
Также, мы рассмотрели виды семьи, зарождавшиеся на протяжении развития человечества. Вначале это была материнская семья, затем домовая община как форма семьи, потом моногамная патриархальная семья, и только затем индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья - самая распространенная форма семьи в современном мире
Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром. Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии.
Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии.
1. 2. Определение понятия социального представления
Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма.
Социология, по мнению Дюркгейма, должна изучать общество как систему связей индивидов. Внутри этой системы главным объектом являются социальные факты — продукты социального взаимодействия и одновременно его регуляторы, принуждающие индивида к определенному поведению и независимые от индивидуального произвольного выбора (в марксистской терминологии — имеющие объективный характер). К социальным фактам относятся нормы, стандарты поведения, оценки. Центральное место среди них занимают коллективные представления, или иначе, социальные факты, суть коллективные представления. Само общество, единый живой организм — это структура, образуемая социальными фактами двух уровней: условно определяемых метафорически как «морфологический» и «физиологический». К морфологическому уровню относятся факты, характеризующие географические, экономические, демографические и т.п. аспекты общественного организма. К фактам физиологического уровня относятся факты, образующие его нематериальный, духовный аспект, коллективное сознание. Оно, в свою очередь, существует в двух формах: а) институционализированной, в виде юридических, моральных норм, религиозных догматов, знаковых систем (языка, например) и б) неинституционализированной (не менее обязательной, принудительной), в виде динамики общественного мнения, общественного настроения и т.п. [15].
Информация о работе Представления о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке