Представления о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:18, диссертация

Описание работы

Целью данного исследования является выявление особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке.
К задачам данной работы можно отнести:
Теоретическое изучение семьи и брака, социальных представлений, а также, представлений членов семьи о своей семье.
Выделение временных диапазонов, во время которых представления женщин о семейных отношениях претерпевают изменения.
Проведение исследования для выявления особенностей представлений о семейных отношениях у женщин с разным опытом жизни в браке.
Анализ сходств и различий брачно-семейных представлений у женщин с разным опытом жизни в браке.
Выявление связей между представлениями женщин о семейных отношениях и личностными особенностями

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования представлений о семье 6
1.1. Семья как психологический феномен 6
1.1.1. Определение, исторические виды и психологические характеристики семьи 6
1.1.2. Анализ общепсихологического подхода к изучению семьи 10
1. 2. Определение понятия социального представления 16
1.3. Представление членов семьи о своей семье 28
1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология 28
1.3.2. Сущность и структура семейных представлений 31
1.3.3. Представление членов семьи о своей семье 37
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1. Цели и задачи исследования 42
2.2. Характеристика методов исследования 43
2.2.1. «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) 43
2.2.2. «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) 44
2.2.3. «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 46
2.2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан 47
2.3 Характеристики выборки 48
2.4. Организация исследования 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование представлений о семье у женщин 49
3.1. Представление первичных статистик 49
3.2.Сравнение групп 56
3.3. Кластерный анализ 58
3.3.1. Кластерный анализ по стажу в браке 58
3.3.2. Кластерный анализ по ценностным ориентациям 58
3.3.3. Сравнительный анализ «толерантной» и «требовательной» групп 60
3.4. Анализ корреляционных связей 64
3.4.1. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и самооценки 64
3.4.2. Анализ корреляционных связей представлений о брачно-семейных отношениях и ценностных ориентаций 66
3.5. Обсуждение результатов 69
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

Диссертация Омелькова Ю.В.docx

— 723.89 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи (Шморина и др.) выделяют также и четвертую функцию социальных представлений – сохранения стабильности и устойчивости индивидуальной и групповой структуры сознания. Так как новый объект (явление, феномен), нарушает равновесие индивидуальной когнитивной структуры, то это равновесие необходимо восстановить при помощи дифференциации и интеграции [29].

Д. Жоделе выделяет шесть подходов к социальному представлению.

Первый, при котором в центре внимания находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация.

Второй занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление, и заимствуется им из культуры.

Третий изучает представление как форму дискурса, элемент коммуникации, общения.

Четвертый подход занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, влияния институциональных норм.

Пятый изучает взаимовлияние социальных представлений и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях.

Шестой, наиболее близкий к социологии, рассматривает социальное представление как продукт господствующей идеологии [17] .

Чрезвычайно широк перечень объектов, охватываемых этими подходами: общение на различных его уровнях и в различных формах, распространение знаний и инноваций, представления о болезнях, здоровье физическом и психическом, детстве, человеческом теле, восприятии и использовании пространства и т.д. и т.п. Практически нет объекта или явления, которое нельзя было бы изучать в рамках этой концепции [18].

«Социальные представления являются реалиями того же порядка, что я язык, деньги и умственная болезнь». Будучи, по терминологии С.Московиси, «почти осязаемой реальностью», социальные представления имеют  ценность для социальной психологии как единица и одновременно инструмент «воссоздания» социальной действительности. Как реальность особого качества, она не существует в какой-тo неизменной форме, а, напротив, находится в процессе постоянного движения, трансформации. Динамика социальных представлений выступает средством активной реконструкции социальной реальности, а сами они становятся индикатором и фактором движения социальных процессов: «Для  нас представления являются формами социальной реконструкции реальности. Я понимаю эти слова почти буквально...» [28].

 

Таким образом, социальные представления – это универсальный социально-психологический феномен, включающий все формы познания, объединяющий идеи, мысли, образы и знание, которыми совместно пользуются члены коллектива (общности). В нашем обществе они эквивалентны мифам и системам религиозных убеждений в традиционных обществах: их можно было бы даже назвать современным вариантом здравого смысла.

Формирование представлений - психологическая необходимость социальной жизни. Будучи достаточно устойчивыми и в то же время оперативными когнитивными образованиями, социальные представления создают возможность быстрой переориентации в меняющейся действительности, особенно в условиях недостаточно полной или неоднозначной информации относительно воспринимаемого объекта. Подвижный характер, пластичность социального представления делают его  незаменимым звеном в структуре обыденного социально-психологического познания [19].

 

 

1.3. Представление членов семьи о своей семье

1.3.1. Внутренняя картина семьи и современная психология

Каждый член семьи так или иначе представляет себе свою семью. Когда он думает о ней сам, или рассказывает психотерапевту, перед его мысленным взором возникают картины повседневной жизни, обстановка, лица, слова и поступки членов семьи, ссоры и примирения, радости, огорчения и т.д.

Отчасти эта  «внутренняя картина» жизни семьи  точна, отчасти искажена или неполна, в чем-то достаточно объективна, а в чем-то весьма субъективна, а то и просто неверна. Однако, вне зависимости от её истинности, она играет огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид представляет свою семью зависит, считает он её счастливой или несчастной, дружной или склочной; от этого же зависит чего он ждёт от неё, в чем он видит её проблемы и как представляет себе их решение.

Когда психотерапевт  работает с семьёй, это представление  семьи о себе нередко разворачивается  перед ним в виде противоречивых и непоследовательных рассказов и объяснений причин, жалоб на семью и друг на друга [2].

Важность понимания психотерапевтом  семейных представлений (внутренней картины  семьи) признается учеными самых  разных направлений. Некоторые из них считают, что искаженные представления человека о себе и о своих отношениях с другими людьми — это чаще всего следствие разнообразных семейных проблем. Возникнув как следствие проблемы, дефектное представление становится далее причиной ее трудноразрешимости, так как мешает адекватно понять ее и решить.

Между тем быстрое развитие современной психологии (особенно когнитивной психологии и психосемантики) подготовило, как нам кажется, почву для значительного продвижения к пониманию семейных представлений. Речь идет о достижениях в изучении так называемых «наивных представлений» (Clauss D., 1981), «ситуационных сценариев», процессов «каузальной атрибуции» [30] и др.

Говоря о «ситуационных  сценариях», исследователи имеют  в виду представления людей об определенных типичных ситуациях (сценах) из их жизни: завтрак, возвращение с работы, совместный просмотр телепередачи, обсуждение новостей, семейный конфликт, приобретение новой вещи. Каждый из этих сценариев, подобно настоящему киносценарию, содержит представления об обстановке, в которой происходит действие, о действующих лицах, об их обычных вопросах и ответах. Сценарий может также предусматривать типичные варианты развития событий (ссора закончилась — или не закончилась — примирением), типичные эмоции каждого из участников (обида, раздражение, радость, желание скрыть или, наоборот, проявить свои чувства).

Исследования показали значительную роль этих сценариев в организации как индивидуальных психических процессов, так и взаимоотношений между людьми. Развитие современной психологии (в частности, в рамках одного из ее направлений — психосемантики) выявило наличие в сознании людей своеобразных типовых сценариев самых различных ситуаций, в том числе и семейных, — это могут быть семейные праздники, семейные ссоры, встреча друзей, совместное посещение кино, завтрак и т. д.

Представление индивида о  жизни его семьи также «ситуационно»: когда он ее характеризует, когда  он принимает решения по тем или  иным вопросам, перед его мысленным взором проходят разные семейные ситуации, однако он может не обратить внимания на многие моменты обстановки и поведения родственников просто потому, что они не входят в сценарий. Проведенные исследования показали ошибочность широко распространенного мнения, что представление о той или иной ситуации формируется (исключительно или в основном) в момент столкновения с ней. Напротив, уже имеющийся у индивида к моменту встречи с ситуацией сценарий ее развития во многом предопределяет, что именно он увидит в ней, и как он ее воспримет [2].

Еще одно направление психологических  исследований, результаты которого должны сыграть значительную роль в изучении семейных представлений, — это изучение обыденных представлений о закономерностях природной и социальной среды (Heckhauzen Н., 1986). «Наивные психологические представления» — это представления людей, не получивших специальной подготовки в области психологии, о психологических особенностях человека вообще и определенных категорий людей (женщин, мужчин, детей) в частности. Примерами их являются многочисленные суждения, используемые индивидом при регулировании своих семейных отношений типа: «стерпится — слюбится», «общее горе сближает», «если подчинишься раз-другой, то эго войдет в привычку», «женщины лучше разбираются в одежде и еде, чем мужчины», «любая жена стремится прибрать мужа к рукам». Они играют огромную роль в формировании семейных представлений, и интерпретации индивидом своего собственного поведения и поведения других членов семьи.

Особое значение имеют  представления членов семьи о  взаимосвязях между различными психологическими качествами индивида, о том, как разные психологические особенности проявляются в поведении [31; 32]. Наконец, немалую роль в понимании людьми (в частности, членами семьи) всего происходящего и грают процессы наивной интерпретации причин происходящих событий, или процессы «каузальной атрибуции». Исследования в области «каузальной атрибуции» показали, что, пытаясь разобраться в том, что происходит в семье и за ее пределами, члены семьи чаще всего неосознанно применяют ряд правил и приемов (Heider F., 1980). От того, насколько верны эти правила и приемы, зависит, в какой мере членам семьи удастся разобраться в своих семейных проблемах, какой они видят свою семью и какими соображениями руководствуются, формируя свои взаимоотношения.

На основе современных  исследований мы можем описать структуру  и функции семейных представлений.

      1. Сущность и структура семейных представлений

Семейные сценарии— это представления индивида об определенных типичных (повторяющихся) ситуациях. Соответственно, семейные сценарии — это представления о повседневных семейных ситуациях: завтрак, отправление на работу, возвращение с работы, покупки, приготовление ужина, ужин, просмотр телепередач или другой вечерний досуг; сцены выходного дня: утро, визит к родственникам и т. д. Это также сценарии более или менее частых событий в жизни семьи: обсуждение денежных вопросов, проверка уроков родителями, семейная ссора, сексуальное сближение. Представление о семье («образ семьи», «внутренняя картина семьи») — это прежде всего совокупность представлений о последовательности сменяющих друг друга типовых ситуаций (сценариев) повседневной жизни семьи. Эта последовательность семейных сценариев образует основу представления семьи о себе и о своей жизни, она связана с прошлым семьи и планами на будущее. Она возникает перед мысленным взором членов семьи, когда те думают о том, как поступить в той или иной ситуации, ищут пути разрешения семейных конфликтов. На основе семейных сценариев проявляются взаимные чувства, возникают и решаются проблемы.

Сценарии семейных ситуаций (как и другие сценарии) помогают индивиду ориентироваться в происходящем, предвидеть, каких событий следует ожидать, с какими проблемами или трудностями он может столкнуться. Каждый член семьи обычно неплохо представляет себе типичную последовательность событий, обычное поведение каждого действующего лица, обычные высказывания, психологическое состояние каждого члена семьи и т. д. [2].

Сценарий семейной ситуации играет большую роль, организуя восприятие ее индивидом, определяя селективность этого восприятия: какие вопросы он задает себе, столкнувшись с ситуацией, на что обращает внимание, что видит и чего не замечает

Семейные представления  определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию. Это связано с тем, что представление о ситуации существует у индивида еще до момента, когда он с ней реально встретился (в виде «типового сценария», «наивных психологических представлений»). Однако часть представления индивид уже доопределяет в момент столкновения с ситуацией.

Исследования «типовых сценариев» показали, что поиск определенной информации является одной из важных частей практически любого сценария. Входя в ситуацию, индивид что-то уже знает о ней заранее, а что-то лишь предполагает » стремится уточнить. Направление сбора информации — что именно интересует индивида— обычно заложено в сценарии.

Для принятия правильного  решения необходима деавтоматизация семейных сценариев, возвращение сценария в сознание — то, что Э.Г.Эйдемиллер и В. Юстицкис называют активизацией сценария.

Активизация сценария —  это не только трудный, по одновременно и весьма значимый, важный процесс. Какие конкретно картины и в какой последовательности возникнут перед мысленным взором членов семьи при обсуждении той или иной проблемы, насколько они будут яркими и сколь сильное впечатление они произведут — все это окажет воздействие на результат «мысленного эксперимента» [2].

Решение, которое примет член семьи, связано с процессом  активизации семейного представления различными путями. Для принятия решения важно:

  1. Количество активизированных сценариев (сколько сценариев типовых ситуаций возникнет в сознании члена семьи).
  2. Последовательность активизации семейных сценариев (односторонность или многосторонность процесса активизации). Решение семейной проблемы может зависеть от того, в какой последовательности в сознании члена семьи возникают те или иные сценарии.
  3. Степень конкретизации семейных сценариев. Принимаемое решение зависит не только от того, какие именно картины представил себе член семьи, но и от того, сколь сильной была активизация каждой отдельной картины. Чем возникшая картина ярче, конкретнее, насыщеннее деталями, тем более сильный эмоциональный отклик она вызовет и тем сильнее буде т ее влияние на принимаемое решение.
  4. Психологичностъ семейного представления — характеризует степень, в которой семейное представление отражает чувства и другие психологические состояния действующих лиц семейного сценария [2].

Некоторые семьи («вещно мыслящие») очень хорошо представляют себе материальные, бытовые стороны своей жизни — изменения в жизни семьи, связанные со сменой жилища, повышением и снижением материального уровня, приобретением автомобиля, будущим ремонтом, необходимостью копить деньги и т. д. Они могут ярко и конкретно представлять себе сцены будущей жизни семьи, связанные со всеми этими материальными и техническими изменениями. Однако при этом их представления о чувствах друг друга, о мыслях, о возможных реакциях на различные события могут быть необычайно наивны и примитивны, могут основываться на стереотипных, крайне поверхностных соображениях или исключительно на здравом смысле.

Семьи могут значительно  отличаться друг от друга с точки  зрения активизации семейных представлений. Речь идет о том, в какой мере семья при принятии решения имеет склонность продуцировать сцены своей жизни и проводить с ними мысленные эксперименты. При решении одних и тех же проблем в одинаковых условиях в одной семье появляются яркие картины жизни, связанные с проблемой, в другой же этот процесс сильно упрощен и решения принимаются на уровне поверхностных суждений. Например, обсуждение вопроса о скором появлении ребенка в семье с развитыми семейными представлениями вызывает у всех ее членов яркие картины будущей жизни с ребенком, причем каждый пытается «примерить» их к себе. Сомнения, восторги, озабоченность и другие чувства, вызванные этими картинами и связанным с ними мысленным экспериментом («примеркой» этих будущих ситуаций на себя), запускают процесс внутренней адаптации всей семьи и каждого ее члена к будущему. В результате, когда ребенок действительно появится, все будут внутренне готовы к этому. Поэтому все может оказаться «не так сложно, как представлялось».

Информация о работе Представления о семейных отношениях у женщин с разным стажем жизни в браке