Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — изучить особенности типов темперамента с целью учута их в учебно — воспитательной работе и показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности подростков.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента и дать психологическую характеристику типам темперамента.
2. Дать психолого — педагогическую характеристику подросткового возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Теоретические основы понятия темперамента и его учет в учебно -
воспитательной работе с подростками
1.1. Характеристика типов темперамента у подростков
1.1.1. Сущность понятие темперамента, психологическая характеристика типов темперамента........................................................................................................7 -13
1.1.2. Особенности становления личности в подростковом возрасте............................................................................................................14 - 17
1.1.3. Учет темперамента подростка в учебно-воспитательной работе..................................................................................................................17 – 20
1.1.4.Анализ психологических методик исследования темперамента….
1.2. Теоретические основы понятия индивидуализации обучения
1.2.1.Что такое процесс обучения...........................................
1.2.2.Индивидуализация обучения..........................................
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы…………..
Заключение …………………………………………………………………...31 - 33
Список использованной литературы ………………………………………..34 - 35

Файлы: 1 файл

Юсупова +++вкр 2011.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

«Индустриально-педагогический колледж г. Советска»

 

  • Курсовая работа

  • Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через  индивидуализацию обучения у  подростков

  •  

           Работу выполнила студентка

    Специальность 050303

    «Иностранный язык»

    Курс 4, группа И – 41

    Проверила: Шевнина Е.Л.,

    Преподаватель психологии

    Советск

    2011 г.

    Оглавление

     

    Введение ………………………………………………………………………3 - 4

    Глава 1. Теоретические основы понятия темперамента и его учет в учебно -

    воспитательной работе с подростками 

    1.1.  Характеристика типов темперамента у подростков

    1.1.1. Сущность понятие темперамента, психологическая характеристика типов темперамента........................................................................................................7 -13

    1.1.2. Особенности становления личности в подростковом возрасте............................................................................................................14 - 17

    1.1.3. Учет темперамента подростка в учебно-воспитательной работе..................................................................................................................17 – 20

    1.1.4.Анализ психологических методик исследования темперамента….

    1.2. Теоретические основы понятия индивидуализации обучения

    1.2.1.Что такое процесс обучения...........................................

    1.2.2.Индивидуализация обучения..........................................

    Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы…………..

    Заключение …………………………………………………………………...31 - 33

    Список использованной литературы ………………………………………..34 - 35

    Приложения

    Введение

     

    Учет особенностей темперамента в учебно – воспитательной работе и в труде необходим. Каждый ученик имеет присущие только ему особенности и свойства темперамента. В связи с этим необходимо разумно использовать положительные и отрицательные особенности каждого типа темперамента. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент нельзя оценивать как хороший или плохой. Каждый темперамент имеет свои отрицательные и положительные проявления.

    Подростковый возраст  традиционно   считается   самым   трудным    в воспитательном отношении, трудности этого  возраста  связываются  с  половым созреванием,  как   причиной   различных   психологических   и   психических отношений. Он характеризуется  специалистами  как  переходный, сложный, трудный, критический  и  имеет  важнейшее  значение  в  становлении личности человека:  расширяется  объем  деятельности,  качественно  меняется характер,  закладываются   основы   сознательного   поведения,   формируются нравственные представления.

    Работа педагога не может  быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия  психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. В личности каждого человека главенствует её социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте.

    Каждый школьник развивается  в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, но в это же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. При этом мы сталкиваемся с противоречиями в воспитании. Так, формируя коллектив, классный воспитатель может выпустить из поля зрения отдельную личность. Это можно исправить, если в воспитательной работе будет реализован принцип индивидуального подхода. Другим противоречием является «борьба» между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу». Преодоление этого противоречия возможно при индивидуализации воспитания, при знании индивидуальных особенностей, направленности каждой личности, ее мотивов.

  • Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через  индивидуализацию обучения у  подростков

  • Цель работы — изучить особенности типов темперамента с целью  учута их в учебно — воспитательной работе и показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности подростков.

    Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.

    Предмет исследования: особенности темперамента подростков.

    Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:

        1. Раскрыть  понятие темперамента и дать психологическую характеристику типам темперамента.
        2. Дать психолого — педагогическую характеристику подросткового возраста.
        3. Раскрыть понятие обучения
        4. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации;

    Методы:

    1. Теоретический анализ  психолого-педагогической литературы.

    2. Теоретический синтез  психолого-педагогической литературы.

    3. Обобщение.

    1. Анализ психологических методик исследования темперамента.
    2. Наблюдение;
    3. Проведение опытной работы по проверке возможностей индивидуализации.

    Проблему учета темперамента подростков в учебно — воспитательной работе рассматривали в своих работах Л. Н. Дичковская, В. А. Крупецкий, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов.

    Курсовая работа имеет  структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Теоретические  основы понятия темперамента  и его учет в учебно -

    воспитательной  работе с подростками

    1.1.1. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темпераментов

     

    У каждого человека имеются  такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются в процессе жизни. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Индивидуальные особенности, присущие только данному человеку, и образующие психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, называют темпераментом.

    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

    Выделяют три сферы  проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и  свойства эмоциональности.

    Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

    Когда говорят об эмоциональности  как проявлении темперамента, то имеют  в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. 

    С древнейших времён различали  четыре основных типа темперамента: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

    Представления о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых  характерных для данного лица психологических особенностей. Различая в темпераментах подмечены на основе жизненного опыта многих поколений. Темперамент — это общая характеристика каждого отдельного человека, основная характеристика его нервной системы[4], которая отражается на всей деятельности каждого индивидуума описание особенностей различных темпераментов поможет нам разобраться в чертах темперамента учащихся.

    Сангвиник: И.П.Павлов характеризовал его так: «сангвиник- горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение … Когда никакого дела нет, он становится скучным, вялым» [7, С.98].

    Человек сангвического  темперамента отличается слабой интенсивностью психических процессов и быстрой  сменой одних психических процессов  другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменял друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные дела, переживания.

    Сангвиник легко справляется  с задачами, требующих быстрой  сообразительности, если только эти  задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется  за разные дела, но вместе с тем легко  и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается.

    Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко  расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения. Сангвинический темперамент часто изображают как социально малоценный, отражающий особенности человека пустого и поверхностного. Нельзя, однако, рассматривать темперамент вне связи с другими особенностями личности в целом. Если сангвинические черты темперамента наблюдаются у человека интеллектуально развитого, отличающегося высокими моральными качествами, с серьезными интересами в жизни, то у того человека его сангвинический темперамент может быть оценен как положительный, помогающий ему в разрешении различных задач, выдвигаемых жизнью. Такой человек отличается бодростью, никогда не унывает, способен поддерживать бодрое настроение в коллективе, с которым работает, побудить его на большие достижения в работе. Иногда дело, когда сангвинические черты темперамента проявляются у человека, лишенного серьезных интересов в жизни. У такого человека сангвинический темперамент часто связывается с легкомыслием и неустойчивостью жизненных стремлений и интересов.

    Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. 

    Люди холерического  темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем  у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят  резкий характер, отличаются стремительностью.

    Для людей холерического  темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: они быстро понимают суть вопроса, меньше других бояться опасности, скорее других находят быстрые и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент наблюдается у человека не имеющего содержательных интересов, он, в связи с отличающим его аффективным характером эмоциональных переживаний, часто усугубляет черты личности: раздражительность, злобу, зависть.

    Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим сам термин ''меланхолик'' часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимый, тяжело переживает трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Эти особенности меланхолического темперамента находят сое выражение и во внешнем блике человека: движение его медлительны, однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

    Меланхолический темперамент  часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное переживание. Но в благоприятных условиях при правильном воспитании обнаруживается ценнейшее качество личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

    Информация о работе Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков