Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — изучить особенности типов темперамента с целью учута их в учебно — воспитательной работе и показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности подростков.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента и дать психологическую характеристику типам темперамента.
2. Дать психолого — педагогическую характеристику подросткового возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Теоретические основы понятия темперамента и его учет в учебно -
воспитательной работе с подростками
1.1. Характеристика типов темперамента у подростков
1.1.1. Сущность понятие темперамента, психологическая характеристика типов темперамента........................................................................................................7 -13
1.1.2. Особенности становления личности в подростковом возрасте............................................................................................................14 - 17
1.1.3. Учет темперамента подростка в учебно-воспитательной работе..................................................................................................................17 – 20
1.1.4.Анализ психологических методик исследования темперамента….
1.2. Теоретические основы понятия индивидуализации обучения
1.2.1.Что такое процесс обучения...........................................
1.2.2.Индивидуализация обучения..........................................
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы…………..
Заключение …………………………………………………………………...31 - 33
Список использованной литературы ………………………………………..34 - 35

Файлы: 1 файл

Юсупова +++вкр 2011.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

 

В работе [26, С 99] говорится, что процесс учения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характе6ра, но и общения преподавателя и обучаемых. Однозначные информационные воздействия по-разному преломляются во внутреннем мире учеников. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Увлеченное отношение преподавателя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях - все это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения. В результате умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Если педагоги концентрируют внимание только на управлении учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными могут оказаться усилия и в том случае, если обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения нужно видеть единство познания и общения.

 

Характеристика  процессов обучения

Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками целей и  задач обучения. [37, С 177]

Стимулирующе-мотивационный  компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебным материалом по данному предмету.

 

Операционно-деятельностный компонент  наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.

 

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других работ, путем проведения опросов, зачетов семинаров и экзаменов.

Самоконтроль протекает в виде самопроверок учениками степени  усвоения изучаемого материала с помощью тестовых, эвристических заданий. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи - получение преподавателем информации о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатках. Обратная связь вызывает необходимость коррекции, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их к оптимальным для данной ситуации. Регулирование процесса проводится не только преподавателем, но и самими учениками путем саморегулирования своих действий, работы над ошибками, повторения вопросов, вызывающих затруднения.

 

Оценочно-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

 

Поскольку структура любого процесса - это не только входящие в него компоненты, а также целостные свойства процесса, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной зависимости. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов обучения, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса, приближение его к оптимальному варианту. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат. Исключительно важно иметь в виду, что все компоненты процесса обучения расположены в определенной логике, вытекающей из закономерной обусловленности их друг другом. Поэтому в педагогике эту определенную последовательность компонентов учебного процесса характеризуют еще и как этапы, или звенья, процесса обучения.

 

Таким образом, процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Процесс обучения призван  выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Все эти функции обучения находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них - образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции….

 

 

1.2.2.Индивидуализация обучения.

 

Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность», поскольку каждая личность является индивидом и без знания того, что такое индивидуальность невозможно раскрывать суть понятия «индивидуализация».

Индивидуальность – совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость; неповторимое своеобразие человеческой личности, высшая ступень развития ее способности воссоздавать и совершенствовать общечеловеческие ценности; человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.[1, С. 56]

Если личность – это  определенность позиции человека в  отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Индивидуальный  подход к школьникам – важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего,   целостного ее развития.

По мнению В.М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать  интересы каждого ребенка, особенности  характера и темперамента, уровень  физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Важнейшими признаками индивидуального подхода являются следующие:

1)       индивидуальный подход является гуманным воспитательным принципом;

2)       индивидуальный подход способствует формированию класса как единого целого;

3)       индивидуальный подход, как и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим принципом;

4)       в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения;

5)       индивидуальный подход динамичен;

6)       индивидуальный подход осуществляется различными путями.

Необходимо  охарактеризовать, что же такое индивидуализация.

Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психолого-педагогической науки. В практике процесс обучения  в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном  индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:

-             во – первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

-             во – вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

-             третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадекватной активности», по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору).

Индивидуализация обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.[17, С. 79]

Кроме того, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял  бы собой неповторимую личность.

Для того чтобы полностью  раскрыть тему работы, необходимо рассмотреть, как связаны индивидуальные особенности  и особенности подросткового  возраста, т.к. опытная работа проводилась в подростковых классах. Стало своеобразной модой считать подростковый возраст трудным.[15, С 166] Думается, что это не только неправильно, но и вредно. Считая трудности неизбежными, взрослые иной раз оправдывают неблаговидные поступки подростков и прощают там, где надо наказывать, заискивают перед учащимися, оправдывают свое педагогическое бессилие трудностями возраста, тем самым, облегчая свой труд, лавируя между подводными камнями воспитания. Конечно, есть серьезные трудности в воспитании подростков. Они достаточно серьезны, своеобразны, но и обусловлены во многом психологическими особенностями возраста. При неблагоприятных условиях воспитания возрастные особенности становятся своеобразными «катализаторами» существенных недостатков личности. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к нервному заболеванию. Чрезмерные притязания, вовремя не скорректированные, перерастают в наглость. Самоуверенность лишает человека возможности правильно оценивать ситуацию и себя самого и т.д. Поэтому при анализе поведения учащегося надо серьезно разобраться в причинах его недостатков и не сводить их лишь к возрастным особенностям.

Но нужно отметить и достоинства этого возраста: острый и пытливый ум, интенсивно протекающую  социализацию, повышенное внимание и интерес к социальным, нравственным, эстетическим проблемам, острый интерес к человеку, к его сущности, к смыслу жизни. Все эти качества исключительно благоприятствуют воспитанию. Если педагог знает особенности этого возраста, не стремится «давить» на подростка, подчинить его себе, видит в нем не только объект воспитания, но и личность, уважает ее, сотрудничает с ним, то для такого педагога этот возраст не является трудным.

К шестнадцати-семнадцати годам умственные способности человека получают значительное развитие. Закладывается основа активной самостоятельной умственной деятельности. Поэтому идет ли речь о разработке какого-то технологического процесса, или о математической задаче, или об образе литературного героя – надо дать учащемуся возможность самостоятельно провести необходимый анализ и обобщения, сравнения и сопоставления, сделать выводы. Крайне опасны попытки некоторых преподавателей втискивать мысль учащегося в привычное стандартное русло («так считают старшие, более опытные люди, так написано в учебнике»), тянуть его на поводу логики педагога. Старшим подросткам присущи импульсивность, излишняя запальчивость, самоуверенность.[16, С. 211] Игнорирование этого педагогами, отсутствие должной коррекции поведения учащихся может привести к формированию самоуверенности как качества личности, своеволию, породить анархический подход к жизненным явлениям, наконец, к порочным установкам. Окрик, запрет, авторитарность – не выход из положения. Более того, как известно, они вызывают негативизм подростка, отрицательное отношение к людям, пытающимся оказывать на него давление, приводят к конфликтам. В чем же выход? Думается, разрешение указанного противоречия возможно при реальном сотрудничестве педагога (воспитателя) с подростком, которое проявляется в следующем:

  1. безусловное уважение к личности подростка, его праву на самостоятельное мышление и действие (конечно, в рамках установленных обществом правил и законов, что подросток должен хорошо понимать), соблюдение должного такта;
  2. терпимость к мнению подростка, умение выслушать человека до конца;
  3. апелляция к коллективу, сопоставление мнения подростка с мнением его товарищей;
  4. умение в споре с подростками признать свою ошибку, если она допущена, или аргументировано, логично, убедительно доказать свою правоту;
  5. наконец, обращение к авторитетам.

На последнем надо остановиться особо. Обращение к  авторитетам – это не авторитарность. Авторитетным может быть мнение уважаемого людьми человека, высококвалифицированного специалиста. Авторитарным оно становится, если его навязывают, если запрещают критический подход к нему, если его считают вечно истинным и неизменным.

Информация о работе Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков