Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — изучить особенности типов темперамента с целью учута их в учебно — воспитательной работе и показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности подростков.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента и дать психологическую характеристику типам темперамента.
2. Дать психолого — педагогическую характеристику подросткового возраста.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Теоретические основы понятия темперамента и его учет в учебно -
воспитательной работе с подростками
1.1. Характеристика типов темперамента у подростков
1.1.1. Сущность понятие темперамента, психологическая характеристика типов темперамента........................................................................................................7 -13
1.1.2. Особенности становления личности в подростковом возрасте............................................................................................................14 - 17
1.1.3. Учет темперамента подростка в учебно-воспитательной работе..................................................................................................................17 – 20
1.1.4.Анализ психологических методик исследования темперамента….
1.2. Теоретические основы понятия индивидуализации обучения
1.2.1.Что такое процесс обучения...........................................
1.2.2.Индивидуализация обучения..........................................
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы…………..
Заключение …………………………………………………………………...31 - 33
Список использованной литературы ………………………………………..34 - 35

Файлы: 1 файл

Юсупова +++вкр 2011.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

 

2) опросник структуры  темперамента В.М.Русалова (приложение 2). Данный опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной жизнедеятельности человека [17, С. 341]. Среди них: предметная энергичность; социальная энергичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.

Опросник включает 105 вопросов.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, которым приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «согласен», то в бланке для ответов, соответственно Номеру вопроса поставьте знак «+», если выбрали ответ «не согласен», поставьте значок «-» в клетке рядом с номером вопроса. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться».

Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Энергичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (-), также приписывается один балл. Результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При написании работы на тему: «Преодоление отрицательных  проявлений типов темперамента через индивидуализацию обучения у подростков» использовалось много нового и полезного материала. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти вопросы, поможет нам в дальнейшей работе с учащимися.  Преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих воспитанников, рассматривая психологические характеристики темпераментов, мы пришли к выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства.

При написании работы были решены задачи:

2) Раскрыли  понятие  темперамента и дали психологическую характеристику типам темперамента.

   Темпераментом  называют совокупность свойств,  характеризующих динамические особенности  протекания психических процессов  и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение. С древнейших времён различали четыре основных типа темперамента: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения и внимание его неустойчивы. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам; но также характерны и положительные стороны – энергия, активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других.

  3) Дали психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.

  Подростковый возраст  традиционно   считается   самым   трудным    в воспитательном отношении, трудности этого  возраста  связываются  с половым созреванием,  как   причиной   различных   психологических   и психических отношений. Он характеризуется  специалистами  как переходный, сложный, трудный, критический  и  имеет  важнейшее  значение в  становлении личности человека:  расширяется  объем  деятельности, качественно  меняется характер,  закладываются   основы   сознательного поведения,   формируются нравственные представления.

 

          1. Дали понятие обучению.   

Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое  развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и  общей развитости.

Условное выделение  образовательной, воспитательной и  развивающей функции полезно  для практической деятельности преподавателей при планировании задач обучения на занятиях.

Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Одновременно с образовательной  функцией, процесс обучения реализует  и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к личности.

Обучение осуществляет развивающую функцию обучения более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

Обучение является разновидностью учебной деятельности, которая носит  двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие (учебно-материальное, морально-психологическое и эстетическое) преподавателя и обучаемых.

 

          1. Изучили психолого-педагогическую литературу по проблемам индивидуализации.

       Каждый  школьник воспитывается в коллективе. Педагог должен заниматься воспитанием каждой личности. Это очень сложно сделать, не зная того какие индивидуальные особенности имеет каждый учащийся. Воздействую на коллектив педагог формирует, прежде всего, общее и создает тем самым основу для перерастания общего в индивидуальное. Поэтому очень важным является осуществление индивидуального подхода к учащимся. Чтобы осуществить принцип индивидуального подхода в воспитании необходимо совершать какие–то действия, т.е. находиться в педагогической деятельности, которая обеспечивает процессы индивидуализации человека.

Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном  индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

При использовании нами понятия «индивидуализация» необходимо иметь в виду, что при его  практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются  индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения воспитания (например, свойства характера или темперамента); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, общие умственные способности); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде воспитательной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

  

  Таким образом, цель курсовой работы — изучение особенностей подростков с целью учета темперамента их в учебно — воспитательной работе  и возможности индивидуализации обучения в формировании личности подростков — была достигнута.

  

Литература

  1. Алимова, М.К., Козлова, В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
  2. Артюхова, И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2003.
  3. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. Воспитательный процесс в современной школе. -  Ярославль, 1998.
  4. Беберханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель №3, 2000 год, стр. 39 – 48.
  5. Васильевой, З.И., Ахаян, Т.В. Изучение личности школьника учителем/ – М.: Педагогика, 1991.
  6. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск «Народная асвета», 1983.
  7. Газман, О.С., Иванов, А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1982.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  9. Дичковская Л.Н., Кухарчук А.М., Кучинский Г.М. Изучение личности школьника и составление на него психолого-педагогической характеристики. Мн. БГУ им. В. И. Ленина, 1983 г.
  10. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
  11. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи  М., 1988.
  12. Зюбин, Л.М. Психология воспитания. - М.: Высшая школа, 1991.
  13. Корчак, Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992.
  14. Корягина, О.П. Изучение личности учащихся// Классный руководитель № 6, 2003 год, стр.138-143.
  15. Корягина, О.П. Проблемы подросткового возраста// Классный руководитель № 1, 2003 год, стр.89-93.
  16. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка. - М., 1972.
  17. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000
  18. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.
  19. Крутецкий, В. А.,  Психология. М. «Просвещение», 1980 г.
  20. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формированию к развитию. – М.: Ростов-на-Дону: Учитель, 2000.
  21. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
  22. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  23. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.
  24. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.
  25. Петровский А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология, М. Просвещение 1986 г.  
  26. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.
  27. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.
  28. Фудип П.А. Психология Государственное государства «Физкультура и спорт», М. 1958 г.
  29. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии, М. «Прогресс» 1982 г.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
  31. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  32. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
  33. Русалов В.М. Опрос<span class="dash0420_0435_0444_0435_0440_0430_0442__1__Char" style=" font-si

Информация о работе Преодоление отрицательных проявлений типов темпераментов через индивидуализацию обучения у подростков