Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель работы — изучить особенности типов темперамента с целью учута их в учебно — воспитательной работе и показать роль и возможности индивидуализации воспитательной работы в формировании личности подростков.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента и дать психологическую характеристику типам темперамента.
2. Дать психолого — педагогическую характеристику подросткового возраста.
Введение ………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Теоретические основы понятия темперамента и его учет в учебно -
воспитательной работе с подростками
1.1. Характеристика типов темперамента у подростков
1.1.1. Сущность понятие темперамента, психологическая характеристика типов темперамента........................................................................................................7 -13
1.1.2. Особенности становления личности в подростковом возрасте............................................................................................................14 - 17
1.1.3. Учет темперамента подростка в учебно-воспитательной работе..................................................................................................................17 – 20
1.1.4.Анализ психологических методик исследования темперамента….
1.2. Теоретические основы понятия индивидуализации обучения
1.2.1.Что такое процесс обучения...........................................
1.2.2.Индивидуализация обучения..........................................
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы…………..
Заключение …………………………………………………………………...31 - 33
Список использованной литературы ………………………………………..34 - 35
Необходимость учета
индивидуальных особенностей учащихся
влечет за собой вопрос: как все
это осуществить
На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.
Наблюдение – планомерное целенаправленное восприятие педагогических процессов, явлений и фактов с целью их изучения.[35, С 69] Педагоги чаще всего используют так называемое включенное наблюдение, когда они изучают учащегося в процессе его воспитания, взаимодействую с ним.
Беседа – метод исследования, при котором педагог, опираясь на жизненный опыт и отношения школьников, с помощью вопросов и анализа ответов узнает индивидуальные качества и особенности каждого ученика, мысленно их группирует, и на этой основе индивидуализирует процесс обучения и воспитания.[35, С 38] Беседуя с учащимися, педагог может отметить особенности их интереса к обсуждаемому вопросу, эмоциональные реакции, осведомленность в тех или иных вопросах. Проведение беседы с учащимися требует соблюдения ряда условий:
У детей данного возраста это, как правило, вызывает отрицательную реакцию. Беседа большей частью преследует решение таких задач: ближе познакомиться с учащимся, понять его выявить его особенности и воздействовать на него путем разъяснения, внушения, убеждения.
Исключительно важную роль играет изучение результатов деятельности учащихся – их сочинений, учебных записей в тетрадях и т.п. Оценивая результаты деятельности, педагог получает возможность судить и об успешности его учения, и об особенностях умственного развития, и о нравственно-волевых качествах.
Анкетирование – метод исследования, результатом проведения которого являются сведения об учащихся, их способностях и возможностях, знаниях в тех или иных областях. Анкетирование является эффективным средством для быстрого получения информации об учениках.
Есть немало и других методов изучения особенностей учащихся – тесты, социометрия и др. но их использование требует подготовки.
Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития. Готовя учащихся к усвоению нового учебного материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. На этапе усвоения индивидуализация обучения заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления. Часто учитель разделяет задание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные учебные возможности отдельных учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложность индивидуального задания.
Содержание, степень сложности учебных задач и способов действий определяют и формы организации классной учебной работы: общеклассная (фронтальную), групповую, индивидуальную.
Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности. На этапе закрепления знаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даются задания, дифференцированные по трудности.
Подбор индивидуализированных заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегчённые задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал. При изложении нового учебного материала возможности индивидуализации обучения на уроке ограничены. Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у которых развита зрительная память, учитель готовит дополнительный наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью, чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоятоятельную работу вместо подробного инструктажа (который проводится для отстающих). Интересу к учению способствует самостоятоятельная, поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.
В качестве компонентов индивидуализации обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Индивидуализация обучения предполагает перспективное тематическое планирование. В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Новые возможности для индивидуального обучения открываются в связи с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники. Использование компьютерных технологий в обучении изменяет ранее сложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользу индивидуализации обучения.
Таким образом, Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Индивидуализация обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Кроме того, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Для этого используются специальные психолого-педагогические методы. Самые распространенные в практике – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся.
Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Подбор индивидуализированных заданий сложен. Новые возможности для индивидуального обучения открываются в связи с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники.
2. Организация
и проведение
Цель - исследовать тип и свойства темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
1. Подобрать методики, сформировать выборку.
2. Изучить тип и
свойства темперамента у
3. Обработать данные, сделать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной энергичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Испытуемые: в исследовании принимали участие 15 испытуемых в возрасте 14-15 лет, в том числе … мальчиков и … девочек.
Методы исследования:
- тестирование;
- коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1) Для диагностики
типа темперамента был
Таблица 1
Интровертивные, экстравертивные качества, нейротизм и эмоциональная устойчивость в личности испытуемых (по результатам методики Г.Ю. Айзенка)
Параметры |
Человек |
В % |
экстраверсия |
20 |
50 |
интроверсия |
20 |
50 |
нейротизм |
24 |
60 |
эмоциональная устойчивость |
16 |
40 |
Охарактеризуем результаты исследования.
Шкал «экстраверсия - интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенка отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 50 % обследованных подростков.
Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 50 % обследованных подростков.
Шкала «нейротизм - эмоциональная устойчивость» характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков.
Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная устойчивость» позволяют сделать вывод о типе темперамента подростков на основании опросника Г.Ю. Айзенка (таблица 3).
Таблица 2
Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)
Типы |
Человек |
В % |
сангвинический |
2 |
13,3 |
холерический |
8 |
53,3 |
флегматический |
0 |
0 |
меланхолический |
5 |
33,3 |