Применения метода в семантического дифференциала психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п.

Содержание работы

I Сознания и адаптация тестовых методик………………………………….2
1.1 Общая характеристика психологического тестирования………………….2
1.2 Стандартизация, надежность и валидность теста………………………….3
1.3 Требования к разработке, проверке и адаптации тестовых методик……..5
II соотношения проективных методов анализа результатов деятельности ……………………………………………………………………………………..8
2.1Психологическая характеристика проективных методик………………….8
2.2. Классификация проективных методик……………………………………12.
III Применения метода в семантического дифференциала психологических исследованиях……………………………………………16
3.1Семантический дифференциал…………………………………………….16
3.2.Построение координат значения…………………………………………..17
3.3. Приложения метода………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 50.80 Кб (Скачать файл)

Таким образом, надежность и валидность – это собирательные понятия, включающие в себя несколько видов показателей, отражающих направленность методики на предмет исследования (валидность) и объект исследования (надежность). Степень надежности и валидности отражают соответствующие коэффициенты, указываемые в сертификате методики.

Создание методики – трудоемкая работа, требующая развитой системы заказа на методики с соответствующей оплатой труда разработчиков и гонорарами за использование авторских методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II соотношения проективных методов анализа результатов деятельности

 

2.1Психологическая характеристика проективных методик

«Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу». Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в особенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, в котором она применима к исследованию личности, не формулировалась.

Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Термин «проективные» был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. [3].  Полное исследование Л. Франка, опубликовано в 1948 г. (Frank, 1948).

Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном  подходе изучается как относительно  устойчивая система динамических  процессов, организованных на основе  потребностей, эмоций и индивидуального  опыта.

З. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1.особенностями стимульного  материала;

2.особенностями поставленной  перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки  и интерпретации результатов.

 

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Анализ и интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик, практически не отличается от интерпретации качественных данных в целом. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Здесь не существует системы подсчетов, вместо этого интерпретируется база данных, созданная из описания и объяснения реакций респондентов. При составлении этой базы учитываются все компоненты: тематика высказываний, рисунков и т.д., а также ситуация, язык, тон, цвета, настроение и т.д.

Эти методики, прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Его преимуществом в этом своем качестве является то, что он - едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности ее содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. «Значащие переживания», «личностные смыслы» и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчетов или наблюдении поведения. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.[2]

Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных «+» – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Особую радость это приносит специалистам, работающим с детьми: ввиду того, что ведущим видом деятельности тех же дошкольников является игра, то соответственно, требуется применение к ним различных методик «вписывающихся» в образ жизни ребенка и не инициирующих психические травмы. Стоит ли говорить о том, что огромная степень скрытности и разобщенности психики подростка так же прекрасно поддается исследованию путем применения проективных методик. Да и использование подобной методики в самом начале тестирования расслабляет пациента и позволяет специалисту наладить с ним своеобразный контакт.

Изучение с помощью проективных методик проблем пожилого и старческого возраста: специфика психологической защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений. В этом направлении работают Л. Валенте Торре (Италия), М. Перюшо, Ф. Вайл (Франция) и др. [19].

Разнообразие областей применения проективных методик, участие в конгрессе специалистов со всех континентов, накал теоретических споров говорят о живом интересе к этой сложной, давно существующей, но, тем не менее, ставящей все новые вопросы области психодиагностики, о перспективах ее развития.

Продуктивность использования проективных методик в прикладных психологических исследованиях не вызывает сомнения, но этапу широкого внедрения их в практику должен обязательно предшествовать этап теоретической апробации.

2.2. Классификация  проективных методик

В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов.

Первая же классификация  была разработана Л. Франком. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.

1.  Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются  ситуацией, в которой испытуемого  требуется создание некой структуры  из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо  аморфный материал, которому необходимо  придать смысл. Примерами таких  методик на завершение задания  могут служить:

- Незаконченные предложения 

- Незавершенные рисунки 

Незаконченные предложения — весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.  Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT 60, В отличие от Франка, который отводит здесь тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества – род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.[12]

По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности тест Г. Роршаха. занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и так далее.[20]

2. Конструктивные. Предлагаются  оформленные детали (фигурки людей  и животных, модели их жилищ  и пр.), из которых нужно создать  осмысленное целое и объяснить  его. «Тест мира», например, состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».[2] Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддается скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (приложение 1) или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.

3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый  должен истолковать некоторый  стимул, исходя из собственных  соображений, предполагается, что испытуемый  идентифицирует себя с «героем»  рассказа, что дает возможность  раскрытия внутреннего мира, его  чувств, интересов и побуждений.[12]

Информация о работе Применения метода в семантического дифференциала психологических исследованиях