Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа
Группы не могут не взаимодействовать: одна с одной или несколькими, иногда член одной группы взаимодействует с членом другой, причем оба выступают как представители своих групп. Хорошая организация групповой работы является неотъемлемым условием мотивации на групповом уровне. Создание условий для групповой работы включает осознанный выбор группового способа работы как оптимального в конкретной ситуации. Несмотря на явную привлекательность групповой работы, она не во всех случаях обеспечивает наиболее эффективный способ достижения целей.
Введение……………………………………………………………………………2-3
I. Методологические основы исследования конфликтов…………………3-6
1.1 Сущность и классификация организационных конфликтов………… .6-12
1.2. Причины и последствия конфликтов………………………………….12-16
II. Управление организационными конфликтами и их разрешение…...16-18
2.1 Методы диагностики конфликта……………………………………...18-20
2.2. Пути разрешения и профилактики конфликтов……………………...20-24
2.3 Методы управления конфликтами……………………………………24-27
2.4. Рекомендации по разрешению конфликта…………………………....27-30
III. Пример организационного конфликта………………………………..30-32
Заключение……………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………….33-34
Конфликтная ситуация характеризуется наличием предмета конфликта, оппонентов и объективных и субъективных причин, однако прямое противоборство оппонентов еще отсутствует, хотя имеется логическое противостояние, возникновение разногласий.
Конфликт представляет собой действие, логически вытекающее из сформировавшейся ситуации. Возникает неприязнь, отношения становятся напряженными, личные отношения участников конфликта полностью прекращаются, а деловые сводятся к минимуму.
Разрешение
конфликта представляет собой изменение
конфликтной ситуации. Конфликтная
ситуация может не перейти в стадию
конфликта, тогда изменение
Признаком
разрешения конфликта является завершения
инцидента, а не перерыв в его
действии. Завершение инцидента может
произойти только в случае изменения
цели, объекта конфликта , оппонентов,
изменение внутриконфликтных
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Структурные методы
Разъяснение требований к работе- разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Уровень результатов, который должен быть достигнут, система полномочий ответственности. Руководитель разъясняет все эти вопросы для подчиненных, чтобы они хорошо поняли, чего ждут от них в каждой ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Одним из самых распространенных механизмов- цель команд. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решения. Принцип единочалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуации, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели, - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией.
Межличностные методы
В практике для выхода из межличностного конфликта обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации на «интерес к себе»и «интерес к другим». В каждом случае с помощью этой матрицы измеряется интерес по оси абсцисс или ординат рис.3. При разрешении конфликтов обычно руководствуются следующими стилями:
Разрешение
конфликтов силой. Этот стиль характеризуется
большой личной вовлеченностью и
заинтересованностью в
Уход
от конфликта. Данный стиль обычно связан
с отсутствием желания
Разрешение
конфликта посредством
Разрешение конфликта путем компромисса. Подобный стиль предполагает учет интересов обеих сторон и реализуется через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на определенные уступки. При этом отсутствует как взаимная удовлетворенность, так и неудовлетворенность. «невыигрыш-невыигрыш» [4, c. 259-261].
Вхождение в положение другой стороны. Такой стиль обычно означает желание кооперироваться с другими, но при этом вносить в эту кооперацию своего сильного процесса. Подобная тактика помогает в стремление реализовать желания других. Выразители такого подхода окружающими воспринимаются, как правило, положительно, но в то же время иногда- и как слабые натуры, поддающиеся чужому влиянию. «Невыигрыш-вигрыш».
2.1. Методы диагностики конфликта.
Методическая сторона изучение конфликта является сегодняшний день малоразработанной областью конфликтологии. Поэтому конфликтология вынуждена использовать для диагностики конфликта методы, имеющиеся в других отраслях знаний, и прежде всего методы психологии. На сегодняшний день можно выделить несколько аспектов конфликта, возможность диагностики и изучения которых обеспечена методически, как неспецифическим, так и специально разработанным инструментарием.
Среди наиболее известных психологических тестов, которые используются для диагностики конфликтности личности, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяются следующие:
16-факторный
личностный опросник Кеттелла. В
конфликтологии его применяют
для выявления конфликтных
Личностный опросник Г.Айзенкаю Его применение позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм- стабильность». Диагностической является только вторая шкала. Повышенный уровень нейротизма личности способствует ее конфликтному поведению. Зависимость между характеристиками экстраверсии -интраверсии и конфликтность личности не выявлена.
Шкала реактивной и личностной
тревожности. Представляет собой
адаптированный Ю. Ханиным
Опросник А. Баса- А. Дарки предназначен
для определения
Среди неспецифических методов
исследования межличностных
Методика изучения
Данная методика разработана Т. Лири, Т.Лефоржен и Р. Сазеком. Она предназначена для определения преобладающего типа отношения личности к окружающим. Всего выделяется восемь типов. Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивные и недоверчиво-скептический типы. Выделено, что прямолинейно-агрессивный тип отношения к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением. Для недоверчиво-скептического типа характерны косвенная агрессия, раздражение, обида.
Методика «Q-сортировка». Методика, предложения Х.Заленом и Д. Штоком, направлена на выявления у членов группы таких тенденций в межличностном общении, как зависимость–независимость, общительность-необщительность. Конфликтную личность характеризует высокий показатель тенденции к борьбе, который является отражением стремления к завоеванию более высоко статуса в системе межличностных отношений [2, c.260-262,1, c.96-98].
Среди
специфических методов
Любой
человек должен уметь эффективно
использовать каждый метод. Методика располагает
широкими возможностями: позволяет
выявить сотрудников, имеющих наибольшие
число конфликтных
2.2. Прогнозирование и профилактика конфликтов.
Разобраться в причинах и
Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно проявлять резкость, применять оскорбления или угрозы. Психологи советуют прежде всего избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Для того чтобы овладеть ситуацией, полезно сделать паузу в разговоре, предложить другую тему либо перенести разговор на другое время.
Руководитель обязан вмешаться в конфликт, при этом четко разграничивая свои юридические и моральные права.
Для разрешения конфликта руководитель должен:
Существует несколько способов выхода из конфликта, основанных на непосредственных действиях руководителя организации:
1)
переговоры с оппонентами –
при достижении компромисса
2)
изменить предмет конфликта, а
значит, изменить отношение к
конфликту. Для этого важно
знать, в какой мере
3)
отделить споры между
4)
стремиться к созданию
5)
использовать комплексный