Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа
Группы не могут не взаимодействовать: одна с одной или несколькими, иногда член одной группы взаимодействует с членом другой, причем оба выступают как представители своих групп. Хорошая организация групповой работы является неотъемлемым условием мотивации на групповом уровне. Создание условий для групповой работы включает осознанный выбор группового способа работы как оптимального в конкретной ситуации. Несмотря на явную привлекательность групповой работы, она не во всех случаях обеспечивает наиболее эффективный способ достижения целей.
Введение……………………………………………………………………………2-3
I. Методологические основы исследования конфликтов…………………3-6
1.1 Сущность и классификация организационных конфликтов………… .6-12
1.2. Причины и последствия конфликтов………………………………….12-16
II. Управление организационными конфликтами и их разрешение…...16-18
2.1 Методы диагностики конфликта……………………………………...18-20
2.2. Пути разрешения и профилактики конфликтов……………………...20-24
2.3 Методы управления конфликтами……………………………………24-27
2.4. Рекомендации по разрешению конфликта…………………………....27-30
III. Пример организационного конфликта………………………………..30-32
Заключение……………………………………………………………………...32-33
Список литературы…………………………………………………………….33-34
Если основу конфликта составляют условия, то его простое прерывание без принятия эффективных мер по употреблению причин может создать еще более острую ситуацию, так как после прерывания конфликта ситуация сохраняется.
Еще один способ предотвращения конфликта – это принятие компромиссных решений.
Компромисса можно достичь за счет:
Первый путь достижения компромисса самый распространенный он основан на выборе лучшего решения из набора плохих. Этот компромисс недолговечен, так как его база постоянно меняется.
Второй путь основан на добровольном отказе от каких-то требований экономического, технологического или социального характера. Этот путь редко дает положительные результаты, так как остающиеся неудовлетворенными требования всегда порождают существенные проблемы в организационных отношениях.
Третий путь достигается за счет использования организационно- распорядительных методов при авторитарном стиле управления и быстро приводит к компромиссу при существенных имущественных, правовых и финансовых различиях в положении сторон.
Четвертый путь наиболее предпочтителен и труден в осуществлении. Он основан на выявлении приоритетов потребностей и интересов человека и общества.
Только комплексный подход к профилактике конфликтов позволяет добиться устойчивых хороших результатов. Вариант алгоритма разрешения конфликтов приведен в таблице 2.[6, c.251].
Таблица 2
Алгоритм разрешения конфликта
Поведение конфликтующих сторон | Механизм достижение соглашения сторонами |
|
Не игнорировать конфликт, если конфликт назревает, прямо заявить об этом |
|
Определить границы конфликта, выявить вовлеченные в конфликт стороны, установить причины, приведшие к конфликту. Его глубину и позиции сторон |
|
Создать при проведении переговоров с конфликтующими сторонами атмосферу сотрудничества, делового общения |
|
Большинство конфликтов не удается разрешить сразу. Поэтому необходимо выработать определенный план совместных действий и процедуру контроля исполнения этого плана. |
Центральной проблемой
Одними из основными
Профилактика конфликтов -еще один
важный вид управленческого
Большинство ученых считает,
К объективно- субъективным условиям
профилактике конфликтов
В профилактике конфликтов большую роль
играют психологические службы различных
учреждений. Психологическое просвещение
персонала и популяризация конфликтологических
знаний способствует сокращению количества
конфликтов и более конструктивному их
разрешению.
2.3 Методы управления конфликтами.
Разрешение конфликтов- сложный многоходовой процесс, который, основываясь на диагностике конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулировании конфликтов. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование.
Предупреждение конфликта- это комплекс мер, направленных на оттягивание или недопущение его возникновения и на снижение деструктивного воздействия последствий конфликта на различные стороны.
Выделяют несколько аспектов предотвращения конфликта:
Частичное и полное предотвращение конфликта
Стратегия предотвращения конфликтов включает систему конкретных действий, совокупность этапов и методов управления конкретными процессами противоречивых взаимоотношений общественных субъектов. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации конфликта, равно как и раннее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиции и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласования по более важным вопросам общественной жизни.
Методы предупреждения конфликта
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.
Регулирование конфликтов
Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта_ это проблема ограничения его негативного влияния на общественные отношения и переводы в приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт – это конфликт управляемый, контролируемый и предсказуемый. Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включает в механизм социального управления. В этом же отношении, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, которые действуют на предотвращения конфликта.
Этапы регулирования конфликта
Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по регулированию конфликта, конечно же, его признание и выяснение как реальности. Это так называемая фиксация конфликта.
Фиксация конфликта
Признать реальность конфликта, зафиксировать его –значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее уже подчеркивалось, что фиксация конфликта связана с его институализацией. Без такого шага невозможно управление конфликтным процессом.
Именно институализация
Легитимизация конфликта
Следующий этап регулирования конфликта- это его летимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных нормаи правил конфлитного поведения и соблюдение их. Это также означает, что общество рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему общественному порядку. Легитимизация конфликта есть его интегрирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о политико-правовой системе или же о гражданском обществе. Из этого исходят рекомендации некоторых авторов о включении конфликтологического анализа в решения и документы государственных органов и создании специальных учреждений по оперативному вмешательству в острые общественные конфликты. В развитых зарубежных странах подобные учреждения давно существуют и успешно функционируют. Такой способ институализации конфликтов позволяет их рационализировать, т.е. переводить стихийный процесс в организованный. Институализация и рационализация конфликта дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений, но ведущих к предотвращению агрессивности в борьбе и ее разрушительных последствий.
Ослабление конфликта
Решение задачи урегулирование конфликта может также служить последовательное ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень. Широко используется также метод ослабления острого социального конфликта на базе общей ориентации обеих сторон на внешний для них конфликт.
Процесс регулирования
Сдерживание конфликтов
Суть
«стратегии сдерживания»
«Стратегию страуса»
Суть «стратегии голубя»
«Стратегия ястреба»
2.4. Рекомендации по разрешению конфликта.
Исследование организационных конфликтов позволило выработать ряд практических рекомендаций. Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение