Природа психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение психики человека.
Для достижения цели в работе решается ряд задач:
рассмотреть историю изучения психики человека;
определить понятие психики и психического процесса;
изучить высшие психические функции;
описать методы диагностики психических состояний;
дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ 5
1.1. История изучения психики человека 5
1.2. Понятие психики и психического процесса 14
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 26
2.1. Методики, направленные на изучение психических особенностей человека 26
2.2. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 37
Приложения 38

Файлы: 1 файл

природа психики чел-ка КУРС.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами.

Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.

Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции.

Человеку присуща высшая форма  психики — сознание. Изучением  психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (Петровский, Ярошевский).

Возникая на определённой ступени  биологической эволюции, психика  представляет собой необходимое  условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое  отражение приобретает у человека качественно новую форму – форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром.

Сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе.

Именно взаимодействие в социуме наделяет человека основными психическими чертами характера.

Будучи главной формой психики человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.

Очень интересна с этой точки  зрения теория психоанализа, в которой  рассматриваются аспекты сосуществования  сознательного и бессознательного в психике человека.

Хотя явления сознательного  отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение психики составляет предмет психологии.

Психические особенности человека способны меняться с течением жизни  человека, с помощью применения коррекционно-развивающих программ.

Цель работы – изучение психики человека.

 Для достижения цели в  работе решается ряд задач:

  1. рассмотреть историю изучения психики человека;
  2. определить понятие психики и психического процесса;
  3. изучить высшие психические функции;
  4. описать методы диагностики психических состояний;
  5. дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.

Объект исследования – психические процессы.

Предмет исследования –особенности развития психики человека.

Гипотеза исследования - диагностика и коррекция отклонений развития психики, занимают важнейшее место в становлении и развитии личности человека.

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ

    1. История изучения психики человека

 

Первые представления о психике были связаны с анимизмом  (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, в соответствии с которыми у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. 

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались идеалистически или материалистически.

Так, материалисты-философы древности  Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту  Платону (427—347 гг. до н. э.), который был  учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем.

Она есть образ и истечение мировой  души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.

Душа и тело находятся в сложных  взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению  душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает ее. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной  полости.

Гармоническое единство разумного  начала, благородных стремлений и  вожделения придает целостность  душевной жизни человека.

Душа обитает в теле и направляет его на протяжении всей жизни человека, а после смерти покидает его и  вступает в божественный «мир идей».

Поскольку она — самое высокое, что есть в человеке, тот должен заботиться о ее здоровье больше, чем о телесном. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как  своеобразную область знания и впервые  выдвинул идею о неразделимости души и живого тела.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Философ древности выдвинул идею о душе как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена.

«Психе» — это двигатель, позволяющий  живому существу реализовать себя.

Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так  и душа человека — это сущность живого тела, осуществление его бытия, считал Аристотель.

Главная ее функция — реализация биологического существования организма.

Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов  чувств.

Таким образом, душа проявляется в  различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе.

В эпоху Средневековья утвердилось  представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться  лишь внешняя сторона души, которая  обращена к материальному миру.

Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII в. начинается новая эпоха в  развитии психологического знания. В  связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека.

Способность думать, чувствовать и  назвали таковым. Психология стала  развиваться как наука о сознании.

Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Р. Декарт (1596-1650) пришел к выводу о  различии между душой человека и  его телом: «Тело по своей природе  всегда делимо, тогда как дух неделим».1

Однако душа способна производить  в нем движения. Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической  модели. Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются.

Попытку вновь соединить тело и  душу человека, разделенные Декартом, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). По его мнению, нет особого духовного начала, оно одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Спиноза полагал, что этот подход позволяет рассматривать явления психики столь же точно и объективно, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление — вечное свойство субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени оно присуще и камню, и животным, и в значительной мере — человеку, проявляясь в форме его интеллекта и воли.2

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики.

В душе человека непрерывно идет скрытая  работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология»  введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений, пробуждаясь, она наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Психология стала изучать, каким образом с помощью ассоциаций человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию.

Выделение психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием  специальных научно-исследовательских  учреждений: психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал  подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов: «Психология — это наука о структурах сознания».3 Это направление назвали структуралистским подходом. Также использовался метод интроспекции, самонаблюдения.

Кто-то из психологов сравнивал картину  сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В нем выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится другая, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчлененны — это «периферия сознания». Содержание сознания, заполняющее обе эти области, подвижно. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт попытался изучить и такую характеристику сознания, как его объем. Ученый считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить его сложную динамичную картину на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения.

Однако идея разложения психики  на простейшие элементы оказалась ложной, из простых элементов собрать сложные состояния сознания оказалось невозможным. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

Теперь коснемся особенностей функционалистского подхода. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что последняя заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении их в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация. Функционалисты утверждают: «Психология — это наука о функциях сознания».4 Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени, затраченного на решение задач.

Джеймс отразил в понятии  «поток сознания» его движение, непрерывное  изменение его содержания и состояний. Процессы сознания делятся на два  больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Большой вклад в становление  отечественной научной психологии внес И. М. Сеченов (1829-1905), русский физиолог, автор одной из программ построения психологии как самостоятельной  науки. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека.

Информация о работе Природа психики человека