Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа
Цель работы – изучение психики человека.
Для достижения цели в работе решается ряд задач:
рассмотреть историю изучения психики человека;
определить понятие психики и психического процесса;
изучить высшие психические функции;
описать методы диагностики психических состояний;
дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ 5
1.1. История изучения психики человека 5
1.2. Понятие психики и психического процесса 14
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 26
2.1. Методики, направленные на изучение психических особенностей человека 26
2.2. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 37
Приложения 38
Таким образом было показано,
что запоминание не является
фотографическим, целостность
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации.12 Мышление оперирует знаками и символами, в которых закодированы факты объективной реальности. Мышление – психический процесс, раскрывающий взаимосвязи между предметами и явлениями, благодаря ему мы сопоставляем, сравниваем, различаем, раскрываем отношения между данными, полученными через систему восприятия. Мышление раскрывает свойства вещей и явлений и выявляет новые, недоступные непосредственно органам чувств, их абстрактные свойства.
Не нужно непосредственно
Мышление и речь тесно взаимосвязаны, они не могут развиваться и существовать друг без друга. Через речь, общение ребенку передаются понятия – символы, за которыми сокрыта совокупность неотъемлемых черт описываемого предмета, прививаются основные приемы обработки информации – логика мышления.
Мыслительный процесс состоит из операций анализа, классификации и синтеза, или интеграции, информации. Анализ позволяет отделить существенные и несущественные свойства предмета или явления, случайные и необходимые связи, т. е. разделить простые совпадения и реальные закономерности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, значимые признаки и связи, после чего возможен следующий его этап – классификация. Основой классификации является выделение понятий – опосредованных и обобщенных знаний о предмете, основанных на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Процесс интеграции информации позволяет перейти от единичных случаев к закономерностям и прогнозированию: мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение аналогичных задач, которые могут возникнуть в будущем.
Интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и использовать их в ходе жизнедеятельности.13 Интеллект по сути есть совокупность навыков решения проблемных ситуаций, стратегий поиска решений. Психологами были разработаны критерии оценки степени развития умственных функций – коэффициент интеллекта.
Речь – это система
Речевая деятельность выполняет две
основные функции – коммуникативную
и сигнификативную. Сигнификативная
роль языка связана с его знаково-
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им.15 Считается, что воображение является способностью только человеческой психики, это основа наглядно-образного мышления, предвидения будущего, планирования и реализации программ поведения. Благодаря воображению возможны фантазии как комплексные, развернутые картины несуществующей реальности или предполагаемого будущего. Оно обеспечивает творческое преобразование действительности за счет своего новаторского потенциала.
Воображение тем не менее не свободно от объективной реальности – новые образы, создаваемые им, представляют собой сочетание ранее виденного, объективно существующего. Это процесс компиляции (перегруппировки и сочетания) уже известных образов и фактов. Такого рода творческое преобразование служит основой интеллектуально новаторской деятельности, по сути обеспечивающей мыслительный процесс. Поставленные цели благодаря воображению обеспечиваются программой действий и в конечном счете получают реализацию в действии. Иными словами, планирование деятельности первоначально происходит именно в фантазиях.
Воля – процесс психической регуляции, призванный создавать и направлять усилие и по мере необходимости поддерживать напряжение.16 Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в соответствии с заданным планом. Воля обеспечивает самодетерминацию и саморегуляцию деятельности и протекания различных психических процессов.
Воля тесно связана с
Воля формируется и
Волевое действие всегда целенаправленно, посредством этого действия человек стремится к достижению стоящей перед ним цели по заданному плану, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Действующий субъект, направляя усилие на достижение цели, может оценить результат действия, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Эффективность волевого усилия оценивается человеком через успешное или неуспешное достижение поставленной цели.
Для возникновения волевого усилия необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля проявляется тогда, когда появляются трудности на пути к цели. Ситуации, требующие волевой регуляции, многообразны: преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованиями социальных норм и имеющимися желаниями.
Основными функциями воли являются: выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. Воля может быть описана в терминах «сила» – «слабость».
Эмоциональные процессы – это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма.17 Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию – они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление.
Так, при опасности у
Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пластике движений, мимике, звуковых реакциях. В эволюции они развивались и закреплялись также как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. У человека эмоции сохраняют свою знаковую функцию – функцию оповещения.
Именно благодаря эмоциям и вызываемым ими изменениям внешнего облика и поведения мы можем судить о внутреннем, психологическом состоянии индивида.
Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Положительный или отрицательный знак эмоции сообщает о возможности удовлетворения потребности. Положительные эмоции – радость, удовольствие, торжество – сообщают о правильном пути достижения цели, отрицательные – боль, гнев, страх, разочарование – вызывают стремление минимизировать влияние объективных условий и направлены на изменение программы действий. Таким образом, эмоции выполняют регулирующую функцию, сообщая о правильности или неправильности пути достижения целей.
Эмоции выполняют побуждающую
функцию – эмоциональное
Эмоция – это форма
В данной работе рассмотрим ряд методик, направленных на изучение психологических особенностей подростков.
В процессе диагностики для того чтобы составить полную картину исследуемого явления, необходимо собрать три типа данных по интересующей характеристике: L-, Q- и Т-данные.
1. L-данные (life - жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто для получения этого типа данных используются экспертные оценки. Подбираются люди, хорошо знающие испытуемого (их называют экспертами), и оценивают выраженность интересующей исследователя характеристики.
2. Q-данные (question - вопрос). Этот тип данных получается с помощью различных методов самооценок, в частности, опросных методов и др.
3. Т-данные (test - тест) - это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура. Привлечение этих трех типов данных позволяет построить объемный LTQ - образ исследуемой переменной. Если собраны три таких типа данных, тогда можно говорить о том, что проведено полное психодиагностическое оценивание изучаемой характеристики.
Учитывая психологические
Тип данных |
Диагностические методики |
Цель методик |
L |
Метод наблюдения (проводится в процессе учебной деятельности ребенка и во время общения со сверстниками) |
Изучение психологических |
L |
Беседа (проводится как с самим ребенком, так и со взрослыми (учителями, родителями, школьным психологом)) |
Выявление психологических особенностей учеников подросткового возраста |
Q |
Опросник Спилбергера - Ханина |
Изучение тревожности как |
T |
Методика К. Роджерса и Р. Даймонда |
Изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности |
Далее рассмотрим предложенные методики:
Методика К. Роджерса и Р. Даймонда