Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа
Цель работы – изучение психики человека.
Для достижения цели в работе решается ряд задач:
рассмотреть историю изучения психики человека;
определить понятие психики и психического процесса;
изучить высшие психические функции;
описать методы диагностики психических состояний;
дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ 5
1.1. История изучения психики человека 5
1.2. Понятие психики и психического процесса 14
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 26
2.1. Методики, направленные на изучение психических особенностей человека 26
2.2. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 37
Приложения 38
Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?
Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
3.Что делать в ситуации напряжения.
– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
Медленно сделай глубокий вдох.
Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление.
Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
4. Обучение навыкам саморегуляции
Упражнение 1 «Продумай заранее».
Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
Вообразите себя в
трудной ситуации. Например: Ответ
у доски в присутствии
Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
Подумайте, что скажете и что сделаете.
Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
Сядьте спокойно в комфортной позе.
Закройте глаза.
Медленно расслабьте мышцы.
Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение 3 «Домик».
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
Вызвав это эталонное
состояние хотя бы один раз, вы уже
сможете в дальнейшем так натренироваться,
что оно будет возникать
VI. Заключение. Выводы.
Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?
Работа в бланках.
Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.
Рефлексия.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.
(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния и просит обращаться к нему, когда необходимо).
1 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008
2 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008
3 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008
4 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008
5 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008
6 Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект, 2009
7 Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект, 2009
8 Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Сит Э. Е. Введение в психологию. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
9 Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007
10 Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007
11 Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект, 2009
12 Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект, 2009
13 Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект, 2009
14 Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Сит Э. Е. Введение в психологию. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
15 Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Сит Э. Е. Введение в психологию. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
16 Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007
17 Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007
18 Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007