Природа психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение психики человека.
Для достижения цели в работе решается ряд задач:
рассмотреть историю изучения психики человека;
определить понятие психики и психического процесса;
изучить высшие психические функции;
описать методы диагностики психических состояний;
дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ 5
1.1. История изучения психики человека 5
1.2. Понятие психики и психического процесса 14
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 26
2.1. Методики, направленные на изучение психических особенностей человека 26
2.2. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 37
Приложения 38

Файлы: 1 файл

природа психики чел-ка КУРС.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд

Цель: Изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Необходимый материал: бланк ответов (Приложение 1), простой карандаш.

Ход проведения

Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической  адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного  числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.

Методика направлена на диагностику  таких личностных показателей как адаптация, приятие себя, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию. Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки. Методика может быть использована для изучения особенностей формирования самосознания подростков в процессе адаптации к новым условиям, измерения школьной адаптации - дезадаптации, диагностика и изучение структуры эмоционально-поведенческих нарушений у трудных детей в условиях массовой школы.

Методика «Определение уровня тревожности»

Авторы: Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин.

Цель: изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты.

Необходимый материал: бланк ответов (Приложение 2), простой карандаш.

Ход проведения

Опросник Спилбергера - Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

    1. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений

 

Здоровье – одна из важнейших  ценностей человеческой жизни. Как  известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших  характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

    • гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;
    • возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Ключевое слово, характеризующее  психологическое здоровье, – это  гармония человека, как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой. Каковы же критерии психологического здоровья личности?

    • Понимание себя.
    • Позитивное самовосприятие.
    • Способность к самоуправлению.
    • Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
    • Способность к сопереживанию и принятию других.
    • Сформированность жизненных ценностей и планов.
    • Стремление к гуманистическим ценностям.

Для психологического здоровья норма  – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.

Понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Для эффективной организации психологической  поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.

Нормальному развитию соответствует  отсутствие деструктивного внутришкольного  конфликта. Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса.

Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При  постоянном неразрешенном конфликте  человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологический конфликт. Таким образом, тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.

Школьная тревожность – это  самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого  школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Именно интенсивное, дезорганизующее  учебную деятельность переживание  тревоги рассматривается как  системообразующий признак школьной дезадаптации. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы).

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности  школьников предполагает несколько  взаимосвязанных направлений.

Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.

Основная задача такой работы –  помочь родителям прийти к пониманию  того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении  принадлежит им.

Психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с тревожными детьми, примером которых могут служить следующие:

Серьезные, эмоционально затратные  разговоры с ребенком проводить  наедине, а не публично. Не тревожиться  самому, не передавать личную тревогу  обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии.

Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).

Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная  на выработку и укрепление уверенности  в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.

Психолого-профилактическими аспектами  решения проблемы школьной тревожности  предусматривается:

1. Выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;

2. Участие школьного психолога  в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога учителям  в реализации той части коррекционных  программ для учащихся группы  риска, которая может быть обеспечена  в стенах школы;

4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального подхода  к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует  от педагога проявления особого педагогического  такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

На основании полученных данных по представленным выше диагностическим  методикам можно составить программу  занятий с подростками (Приложение 3), направленную на снятие тревожности как психического состояния и способствующую адаптации подростка к новым для него жизненным ситуациям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности  отражать окружающий объективный мир, складывающийся в мозгу образ окружающей объективной действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением.

Психика проявляется во внешнем  поведении  и  практической  деятельности людей, поэтому  поведение  и  деятельность  человека  выступают  в  качестве основных объектов психологии.

Психические явления обычно  понимаются  как  факты  нашего  внутреннего (субъективного) опыта. Их легко обнаружить  у самого  себя,  стоит только обратить взор «внутрь себя».

Субъективные психические явления, как  проявления  целостной  личности, не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в  психологии  из методологических  соображений   и   для   удобства   изучения   их   принято подразделять на три основных группы:

  • Психические  процессы  –  ощущения,  восприятие,  память,  мышление, воображение, эмоции и др.;
  • Психические  состояния   –   активность,   бодрость,   пассивность, усталость, тревожность, радость и др.;
  • Психические свойства личности – характер, темперамент, способности    и др.

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим  процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

Высшие психические функции  теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть натуральными, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и культурными, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий.

Информация о работе Природа психики человека