Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа
Цель работы – изучение психики человека.
Для достижения цели в работе решается ряд задач:
рассмотреть историю изучения психики человека;
определить понятие психики и психического процесса;
изучить высшие психические функции;
описать методы диагностики психических состояний;
дать рекомендации по преодолению выявленных в результате диагностических мероприятий отклонений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИРОДА ПСИХИКИ 5
1.1. История изучения психики человека 5
1.2. Понятие психики и психического процесса 14
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 26
2.1. Методики, направленные на изучение психических особенностей человека 26
2.2. Рекомендации, способствующие преодолению выявленных отклонений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список литературы 37
Приложения 38
Самая общая схема классификации диагностических методов психических процессов выглядит она следующим образом:
В процессе выполнения данной работы нами были изучены методы диагностики и снятия тревожности подростков, одного из основных психических состояний данного возраста, оказывающего огромное влияние на развитие личности человека, формирование его как полноценного члена общества. Проведенное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что психические особенности развития человека поддаются диагностике и коррекции, что в свою очередь способствует сглаживанию или полному преодолению отклонений в развитии.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в процессе выполнения данной работы.
Приложение 1
Методика К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция.
«В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав
очередное высказывание опросника,
примерьте его к своим
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» - это к мне не относится;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».
Содержание
1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
2. Нет желания раскрываться перед другими.
3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе высокие требования.
5. Часто ругает себя за сделанное.
6. Часто чувствует себя униженным.
7. Сомневается, что
может нравиться кому-нибудь
8. Свои обещания выполняет всегда
9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
11. В своих неудачах винит себя.
12. Человек ответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что не
в силах хоть что-нибудь
14. На многое смотрит глазами сверстников.
15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
16. Собственных убеждений и правил не хватает.
17. Любит мечтать - иногда
прямо среди бела дня. С
18. Всегда готов к
защите и даже нападению: «
19. Умеет управлять
собой и собственными
20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
22. Люди, как правило, ему нравятся.
23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
24. Среди большого стечения
народа бывает немножко
25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26. С окружающими обычно ладит.
27. Всего труднее бороться с самим собой.
28. Настораживает незаслуженное
доброжелательное отношение
29. В душе — оптимист, верит в лучшее.
30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
31. К людям критичен и судит их, если считает, что Они этого заслуживают.
32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему носится, любит его.
34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
35. Человек с привлекательной внешностью.
36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
37. Приняв решение, следует ему.
38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя |как будто не в чем.
40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
44. Уравновешен, спокоен.
45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себя обиженным.
47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
48. Бывает, что сплетничает.
49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно трудно быть самим собой.
51. На первом месте
рассудок, а не чувство: прежде
чем что-либо сделать,
52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.
53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
54. Старается не думать о своих проблемах.
55. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.
56. Человек стеснительный, легко тушуется.
57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
58. В душе чувствует превосходство над другими.
59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
60. Боится того, что подумают о нем другие.
61. Честолюбив, неравнодушен
к успеху, похвале: в том, что
для него существенно,
62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
65. Себя просто недостаточно ценит.
66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
67. Относится к себе в целом хорошо.
68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
69. Не любит, когда
с кем-нибудь портятся
70. Подолгу не может
принять решение, а потом
71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
72. Доволен собой.
73. Невезучий.
74. Человек приятный, располагающий к себе.
75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
76. Презирает лиц
77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг - не получится.
78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
79. Умеет упорно работать.
80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
82. Всегда говорит только правду.
83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
85. Чувствует неуверенность в себе.
86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Человек толковый, любит размышлять.
89. Иной раз любит прихвастнуть.
90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
92. Никогда не опаздывает.
93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Выделяется среди других.
95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
97. Общительный, открытый
человек; легко сходится с
98. Силы и способности
вполне соответствуют тем
99. Себя не ценит:
никто его всерьез не
100. Беспокоится, что
лица противоположного пола
101. Все свои привычки считает хорошими.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
Нормы | |
1 |
а |
Адаптивность |
4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88,91,94,96,97,98 |
(68-170) 68-136 |
b |
Дезадаптивность |
2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 |
(68-170) 68-136 | |
2 |
а |
Лживость – |
34,45,48,81,89 |
(18-45) 18-36 |
b |
+ |
8,82,92,101 |
||
3 |
а |
Приятие себя |
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96 |
(22-52) 22-42 |
b |
Неприятие себя |
7,59,62,65,90,95,99 |
(14-35) 14-28 | |
4 |
а |
Приятие других |
9,14,22,26,53,97 |
(12-30) 12-24 |
b |
Неприятие других |
2,10,21,28,40,60,76 |
(14-35) 14-28 | |
5 |
а |
Эмоциональный комфорт |
23,29,30,41,44,47,78 |
(14-35) 14-28 |
b |
Эмоциональный дискомфорт |
6,42,43,49,50,83,85 |
(14-35) 14-28 | |
6 |
а |
Внутренний контроль |
4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3 |
(26-65) 26-52 |
b |
Внешний контроль |
25,36,52,57,70,71,73,77 |
(18-45) 18-36 | |
7 |
а |
Доминирование |
58,61,66 |
(6-15) 6-12 |
b |
Ведомость |
16, 32, 38, 69, 84, 87 |
(12-30) 12-24 | |
8 |
Эскапизм (уход от проблем) |
17,18,54,64,86 |
(10-25) 10-20 |
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
Приложение 2
Методика «Определение уровня тревожности»
Реактивная тревожность
Фамилия__________________
Дата______________
Инструкция:
"Прочитайте внимательно
каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните